Архив рубрики

Матильда спящихФантазии художника на заданную тему

Одни ужасно оскорбились на фильм «Матильда» Алексея Учителя. Вторые ужасно оскорбились на фильм «Спящие» Юрия Быкова. Первые считаются патриотами, потому что они за веру, царя и Отечество. Вторые считаются либералами, потому что они за свободу и против всяческой тирании. Однако реакции у них совершенно идентичные. Если им что-то не нравится, они немедленно желают все это запретить, а оппонентов — заклеймить и растоптать. Исключительно из лучших побуждений. Ради гуманизма и справедливости.
Матильда спящих

Кадр из официального трейлера фильма «Матильда» (2017 год). Режиссер Алексей Учитель

Первым, которые патриотичны, нет никакого дела до того, что французское Просвещение, породившее в числе прочего и русскую культурную традицию, по сути своей было атеистическим. Что Александр Пушкин сочинял богохульные стихи и сатирически описывал русского царя и русского попа. Что Лев Толстой был отлучен от церкви. Нет никакого дела до того, что художественное высказывание — будь то текст, фильм или спектакль — не может судиться по законам исторического правдоподобия, потому что искусство по сути своей — вымысел. Более того, искусство, увы, зачастую строится на разрушении тех или иных табу.

Роман «Декамерон» является откровенной сатирой в числе прочего на католическую церковь; равно как злобно-сатирическими являются и такие, ставшие мировой классикой, тексты, как «Путешествия Гулливера» или «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сатира, направленная на представителей монаршей фамилии, — обычное дело в мировой литературной классике. В русской классической традиции существуют сотни стихов, рассказов, повестей и романов с пародиями на представителей монаршей фамилии, с критическими портретами священников, с неканоническими изображениями святых. Есть целый пласт русских романов XX века, где собственно государь Николай II подан в негативном контексте. Да и не в фигуре последнего российского императора дело. Зачастую культура, увы, даже не может рассматриваться с точки зрения общепринятых нравственных норм — оттого, что ряд культурных событий априори безнравствен. Романы маркиза де Сада, поэзию Ивана Баркова, прозу Генри Миллера и Чарльза Буковски, равно как и прозу Эдуарда Лимонова, не будешь читать вслух детям, и семью не поведешь на фильм «Сало, или Сто двадцать дней Содома» Пазолини, «Сердце Ангела» Алана Паркера или на «Нимфоманку» Ларса фон Триера. Все перечисленное и тысячи неперечисленных вещей могли бы и могут задевать чьи-то гендерные, религиозные или эстетические чувства — но не перестают от этого быть частью мировой культуры. Казалось бы, представители российской либеральной общественности в первую очередь должны это понимать: они ведь за свободу, в том числе за творческую. Именно они так страстно отстаивали в числе прочего «Матильду» Алексея Учителя.

Но вот появился сериал «Спящие». Режиссер Юрий Быков до недавнего времени был глубоко почитаем нашими либералами за фильмы «Дурак» и «Майор», ведь в этих фильмах так страшно, так критично показана ужасная российская действительность. Русский зритель ознакомился с этими картинами и ничего плохого не сказал. Русский зритель вообще крайне терпелив, он пересмотрел тонны всевозможных «штрафбатов», он вытерпел чудовищный до запредельных степеней фильм «Мама». И «Восток-Запад», не менее чудовищный, вытерпел тоже. И согласился с тем, что «Груз 200» мог быть правдой, хотя такой правды быть, увы, никак не могло. Русский человек спокойно смотрел, как его изображают в качестве алкоголика, дегенерата, садиста и раба. И вот, надо же, в кои-то веки Юрий Быков — простой рязанский парень, вырвавшийся в Москву, — показал в не самом приятном свете другую часть общества: не каких-то там обитателей русской провинции, ментов, бродяг и проституток, а самых лучших, самых, казалось бы, красивых представителей самоназначенной элиты.

Наверное, в фильме «Спящие» есть какие-то допущения — ну так где их нет — это ж искусство, пусть и массовое. Но какую же трепку устроили режиссеру самые прогрессивные люди России — те самые, с чистыми глазами и красивыми лицами. Какое бешенство он вызвал, какое озлобление. Ему за считанные сутки так перемыли кости и мозги, что он решил уйти из профессии.

А чем «Спящие» отличаются от «Матильды»? Да ничем. Фантазии художника на заданную тему. Отчего же тогда про других можно фантазировать — а про белолицие элиты нельзя? Кто возвел их в статус полубогов? Нет ответов на эти простые вопросы. И стоят друг напротив друга две озлобленные толпы, и вскрикивают, и размахивают руками. И входят во все большее и большее неистовство от сознания своей правоты. В сущности, они могут поменяться местами. Ничего не случится. Если ты кричишь на зеркало — что там еще можно увидеть, кроме самого себя?

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
ЖК Цветы
Пенсионный фонд
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Автор-эксперт
Матильда спящих
Захар Прилепин
Писатель
Информация
Материалы рубрики «Авторский лист. От первого лица»

Послушать картину, посмотреть стихи

Художникам и поэтам не хватает настоящей свободы

 

Слияние трех рек

Этимология и космология Оки и Волги

 

Праздник, который всегда

Нижнему Новгороду можно не выдумывать поводы

 

Трамвай на Свердле

Горьковские музыканты разъехались разными маршрутами

 

Место встречи с Курёхиным

Самовыражение не делает человека художником

 

Цивилизация возвращается

Люди наелись чужим и красивым

 

Бесконечный прекрасный переезд

Дома, где я был очень счастлив

 

Медленное возвращение домой

Возрождение народных промыслов как естественный процесс

 

Праздник должен продолжаться целый год

Календарь веры, победы и радости

 

Трубка дзержинского мира

Милая моя, дыми!

 

Мелочи сказочной жизни

Когда дети подрастают, с ними можно переписываться.

 

Бесконечно горькая песня

Услышим и заплачем. Если не оглохли вконец

 

Скорость как преодоление сиротства

Я непрестанно куда-то еду, лечу, плыву, в крайнем случае иду

 

Провинциальный переводчик в бандитском логове

Главное — понять среду обитания

 

Не проси, а то дадут

Я не ищу работу — двадцать лет она находит меня сама

 

Порядок в делах

За всем присмотрели Господь и моя жена

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph