Архив рубрики

Образование без границО международном сотрудничестве нижегородских вузов

Мы живем в эпоху, когда развитие отдельного города, региона или даже целой страны немыслимо в отрыве от глобальной экономики и мощных интеграционных процессов в культуре, спорте, науке, образовании. Это развитие должно быть обеспечено профессионалами, способными вести на равных диалог со специалистами других стран. Задача подготовки именно таких кадров стоит сегодня перед ведущими вузами Нижнего Новгорода.
Образование без границ

В последние десятилетия система оценки качества работы высших учебных заведений в России существенно изменилась. Вузы ищут свое место в структуре всего мирового образования, участвуя в различных конкурсах и рейтингах. В 2012 году Правительство РФ запустило программу государственной поддержки ведущих университетов с целью повышения их конкурентоспособности. Президентом поставлена задача, чтобы не менее пяти университетов России к 2020 году вошли в сотню лучших вузов мира. Высокие позиции в рейтингах важны не сами по себе, они должны стать отражением успешности вузов в подготовке специалистов для современной экономики. Именно для этого система высшего профессионального образования в России должна быть приведена к европейскому стандарту в соответствии с Болонской декларацией, которую наша страна подписала в 2003 году.

Иностранные студенты в научных лабораториях ННГУ

Развитие международного сотрудничества становится для вузов частью маркетинговой стратегии, приоритеты которой во многом зависят от кадровых потребностей экономики. Здесь нижегородский научно-образовательный кластер вполне уверенно чувствует себя на фоне общей политики областного правительства по повышению инвестиционной привлекательности региона, особенно среди партнеров из других стран. По данным Нижегородстата, с января по сентябрь 2013 года в Нижегородской области работало 362 предприятия с иностранным участием, а объем зарубежных инвестиций в экономику региона за тот же период составил более 843 миллионов долларов.

Можно сказать, что интернационализация высшего профессионального образования для нижегородских вузов, с одной стороны, отвечает локальной задаче экономического развития области, с другой стороны, способствует постепенной интеграции в мировую экономику страны в целом. Однако не все вузы Нижнего Новгорода вошли в новую реальность одинаково эффективно. С 2013 года Министерство образования и науки РФ включило международную деятельность в качестве одного из критериев оценки эффективности высших учебных заведений. Результаты последнего мониторинга продемонстрировали, что по этому показателю из 12 рассмотренных вузов Нижегородской области, без учета филиалов, только семь выполнили или превысили норматив. Следует оговориться, что результаты мониторинга, хотя они и опираются на количественные данные, не отражают объективной картины интернационализации в вузах региона. Так, специализированные вузы — Нижегородская государственная медицинская академия и Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки — по показателю международного сотрудничества получили самые высокие баллы за счет большой доли иностранных студентов. Рейтинг Минобрнауки не учитывает масштабность и наукоемкость проектов, в которых участвуют вузы. Например, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева является одним из ведущих центров подготовки специалистов в области атомной энергетики в мире. В январе этого года за свои программы ядерного образования вуз получил золотую медаль МАГАТЭ, а ректор НГТУ был избран вице-президентом сети ядерного образования МАГАТЭ-ЕврАзЭС.

Некоторые вузы обладают преимуществами в сфере развития международных связей в силу своей специфики. Например, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова давно сотрудничает с международными организациями прежде всего в области обучения иностранным языкам. То, что студенты лингвистического университета профессионально владеют иностранными языками, дает вузу возможность привлекать зарубежных специалистов для преподавания профильных дисциплин.

Кроме того, на международную активность российских университетов оказывает влияние и финансовая поддержка государства. Так, Нижегородский государственный университет имени  Н. И. Лобачевского в 2013 году получил субсидии из федерального бюджета в размере почти 600 миллионов рублей на повышение конкурентоспособности среди ведущих вузов мира. А в январе 2014 года Минобрнауки утвердило программу организации международных центров изучения русского языка, так называемых «Институтов Пушкина», партнерами которой станут более 60 российских и зарубежных вузов. На начало февраля Минобрнауки допустило к участию в программе два нижегородских вуза: ННГУ и НГЛУ, которые получат финансирование на разработку и реализацию программ по продвижению русского языка за рубежом.

Показатели основных вузов Нижнего Новгорода в категории международной деятельности. Норматив 1 балл.*

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

НГК

13,4

Нижегородская государственная медицинская академия

НижГМА

12,27

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

НГПУ

2,46

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

НГЛУ

2,02

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ННГАСУ

1,98

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

ННГУ

1,72

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

НГТУ

0,81

*По данным мониторинга эффективности российских вузов, проведенного Минобрнауки РФ в 2013 г.

Однако, несмотря на поддержку государства и отдельные успехи вузов в сфере международного сотрудничества, интернационализация высшей школы в России — процесс слишком сложный и медленный, чтобы говорить о полноценной интеграции страны в европейское образовательное пространство. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), на Российскую Федерацию приходится всего 4% от общего числа студентов в мире, обучающихся за пределами своих стран. Причем 60,3% всех иностранных студентов в России — из стран ближнего зарубежья. Среди студентов стран Большой двадцатки российское высшее образование менее востребовано чаще всего не потому, что оно ниже качеством, а из-за различий в структуре и организации обучения, системах зачетов, профессиональных и образовательных стандартах. Реформы последних лет призваны сгладить эти различия, но изменения внедряются не всегда так быстро, как хотелось бы, во многом из-за естественного консерватизма отечественной высшей школы.

Студенты из Китая в «Институте Конфуция» при НГЛУ

Часто процесс интернационализации вузов тормозится из-за их кадровой неготовности. Так сложилось, что преподаватели несут большую аудиторную нагрузку и имеют мало возможностей для повышения квалификации за счет освоения новых методик преподавания, новых средств обучения, иностранных языков. Это во многом препятствует внедрению и широкому распространению в вузах современных технологий, способствующих международной коммуникации: телеконференций, телемостов, онлайн-курсов, вебинаров, веб-трансляций и т.д. Ректор НГТУ Сергей Дмитриев считает, что это направление вузам необходимо развивать интенсивнее. «Сегодня по отдельным дисциплинам профессоры ведущих университетов проводят интернет-лекции, преподают дистанционно и засчитывают эти курсы своим студентам при сдаче экзаменов. Здесь возникает вопрос о готовности к новым реалиям наших вузов и наших преподавателей. Это один из вызовов России при вхождении в ВТО с точки зрения качества образования», — подчеркивает ректор.

В ННГУ в качестве еще одной возможной причины, мешающей развитию международных связей, называют неэффективность использования некоторыми вузами своих зарубежных партнерских контактов. «Недостаточно просто заключить с вузом соглашение о сотрудничестве и потом забыть о нем, — говорит проректор ННГУ по связям с общественностью Никита Авралев. — Теперь каждая наша международная поездка, каждый контакт с тем или иным вузом должны приводить к конкретному результату: обмену студентами, совместным конференциям с публикацией материалов в индексируемых сборниках или созданию программ двойных дипломов».

В свою очередь ректор НГЛУ Борис Жигалев обращает внимание и на другой аспект проблемы: в процессе адаптации к европейской образовательной системе необходимо сохранить уникальный опыт российского академического образования, объединяющего обучение и науку. «Интеграция должна быть последовательной и аккуратной, чтобы не сломать то хорошее, что существует в отечественной школе. Поэтому наш подход — это введение новых вещей при сохранении положительных наработок, существующих в современном образовании, традиций, которыми всегда славилась российская школа», — отметил ректор.

Как бы то ни было, эксперты в один голос говорят о том, что непреодолимых препятствий на пути интернационализации российского образования нет. Показательно, что даже те вузы, для которых в силу своего профиля развитие зарубежного партнерства не было приоритетным, смогли в новых условиях найти свою нишу. Ранее ориентированная на внутренний рынок Волжская государственная академия водного транспорта в прошлом году начала развивать международное сотрудничество по исследованиям в области логистики. В сентябре академия совместно с Федеральным дорожно-исследовательским институтом Минтранса ФРГ провела XI симпозиум по транспортной политике и логистике, а в ноябре подписала меморандум о соглашении в области научно-образовательного обмена с Институтом интермодальных перевозок университета Мемфиса (США).

Положительным примером может служить и Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. Вуз традиционно готовил преподавателей лишь для российских учебных заведений, но сумел адаптировать программы для обучения иностранных граждан. Сегодня 350 иностранных студентов изучают в Мининском университете русский язык, психологию, физическую культуру и дизайн.

В последние годы активно развивает международное направление и Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. В ней уже обучаются студенты из Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, Таджикистана. Вуз заключил несколько международных договоров и уже ведет совместные исследования по регенерации почв с Белорусской государственной сельскохозяйственной академией. А в прошлом году НГСХА присоединилась к программе стажировок международного союза «LOGO». В 2014 году студенты вуза смогут пройти практику по предмету «Экологическое земледелие» в фермерских хозяйствах Германии.

Вся деятельность нижегородских вузов в сфере международного сотрудничества, по сути, сводится к двум основным направлениям:

1) совместная работа с зарубежными организациями по разработке и внедрению новых методик образования и стандартов оценки качества образования. Значительная часть проектов в этой сфере реализуется при поддержке Евросоюза в рамках программы развития образования TEMPUS;

2) собственно образовательные программы: обучение российских студентов по программам и курсам зарубежных партнеров, зарубежные стажировки студентов и аспирантов, совместные летние школы, работа иностранных преподавателей в самом вузе, обучение иностранных студентов.

Контингент иностранных студентов в основных вузах Нижнего Новгорода*

Нижегородская государственная медицинская академия

НижГМА

600

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

ННГУ

500

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

НГПУ

350

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ННГАСУ

164

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

НГЛУ

150

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

НГТУ

150

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

НГК

130

*Данные предоставлены вузами

Нижегородские студенты и аспиранты, как правило, учатся за рубежом за счет грантов правительства или общественной организации либо по программам академического обмена между вузами-партнерами. Чаще всего зарубежные организации финансируют стажировки российских студентов, связанные с изучением принимающей страны. Например, «Институт Конфуция» при НГЛУ предоставляет студентам вуза, изучающим китайский язык, возможность стажироваться в Китае при финансовой поддержке Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань). Германская служба академических обменов (DAAD) совместно с Минобрнауки финансирует научные исследования аспирантов НГЛУ, которые благодаря этому получили возможность заниматься германистикой в университете Бонна. DAAD также оплачивает российским студентам летние ознакомительные поездки в Германию. В этой программе ежегодно принимают участие и студенты Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Самый распространенный среди нижегородских вузов тип зарубежной стажировки — производственная практика на профильных предприятиях с иностранным участием или за рубежом.

Студенты факультета бизнес-информатики и прикладной математики Нижегородского филиала Высшей школы экономики  имеют возможность пройти практику в Германии, организованную совместно с университетом Мюнстера при поддержке IT-компаний T-Systems и SAP. Летом прошлого года на семинарах в рамках практики студенты решали вопросы использования в России немецкого технологического опыта в области электронного здравоохранения, обработки больших объемов данных и внедрения мобильных систем.

НГТУ с 2008 года сотрудничает с немецким концерном ThyssenKrupp, что позволяет студентам вуза стажироваться на заводах концерна в Германии, США, Лихтенштейне. Такая практика повышает уровень подготовки студентов и создает основу для развития научного сотрудничества между вузом и компанией. Более того, НГТУ и ThyssenKrupp учредили центр компетенций «Мехатроника», который проводит дополнительное обучение студентов вуза по одноименному направлению, включающее также курсы иностранного языка. Центр готовит технических специалистов для работы на предприятиях концерна.

Деловая игра «ТОПСИМ» в НГТУ при поддержке концерна ThyssenKrupp

Студенты ННГАСУ проходят стажировки по архитектурным направлениям в европейских вузах, в частности, в архитектурной школе Гренобля во Франции. ННГАСУ участвует в международных образовательных программах, имеющих и практическое значение. Например, более 40 студентов вуза прошли обучение в Университете Зюйд (Нидерланды) и приняли участие в разработке проекта здания с нулевым потреблением энергии, который сегодня реализован в Нидерландах.

ННГУ дает студентам возможность учиться в летней школе английского языка при университете города Хаддерсфилда (Великобритания). Предполагается, что студенты во время обучения не только совершенствуют знание языка, но и приобретают навыки для участия в других международных программах. ННГУ также предлагает программу стажировки в Университете прикладных наук Лауреа (Финляндия), во время которой студенты работают над конкретными проектами по инициативе реальных предприятий.

Наиболее продвинутыми видами международного образовательного сотрудничества являются так называемое включенное обучение и межвузовские программы, предполагающие получение двойного диплома.

В первом случае студенты обучаются в течение одного-двух семестров в зарубежном университете-партнере для получения знаний и навыков в рамках образовательной программы своего вуза. При этом свой вуз засчитывает пройденные во время такой учебы дисциплины. Включенное обучение практикуется во многих крупных нижегородских вузах, причем не только наши студенты учатся в зарубежных вузах-партнерах, но и иностранные студенты приезжают в Нижний Новгород.

В НГЛУ занятия для иностранных студентов по программам включенного обучения проводятся на трех факультетах. Наиболее востребованы русский язык и литература, перевод и переводоведение, история и политика России, теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

Студенты ННГУ имеют возможность изучать чешский язык в рамках включенного обучения в чешских университетах Брно и Остравы. В свою очередь иностранные граждане могут стажироваться на русском языке по всем открытым направлениям университета, а на английском языке — на уровне бакалавриата — по международным отношениям, информатике и информационным технологиям.

В прошлом году Нижегородский филиал ВШЭ совместно с университетом имени И. Кеплера города Линца (Австрия) и университетом Бергамо (Италия) запустил магистерскую программу подготовки специалистов по экономике, способных работать в интернациональных условиях. Особенностью программы является то, что магистранты университетов-партнеров обучаются вместе.

Иностранные студенты в мире*

*По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2013 год

Три вуза Нижнего Новгорода совместно с зарубежными университетами реализуют программы, позволяющие получить двойные дипломы. Сразу несколько иностранных вузов из Франции, Германии, Италии, Австрии сотрудничают с Нижегородским филиалом ВШЭ по профильным направлениям вуза.

Студенты НГЛУ, изучающие гостиничный и туристический бизнес, проходят дополнительное обучение в Кипрском колледже гостиничного и туристического бизнеса и получают в дополнение к своему диплому европейский диплом бакалавра гостиничного бизнеса.

Уникальный международный проект двойного образования — российско-итальянский университет — работает в ННГУ. В рамках проекта нижегородский университет и Калабрийский университет (Козенца, Италия) ведут совместную подготовку студентов по экономике и математике.

По сути, такие программы включенного обучения и двойного диплома — вершина международного взаимодействия в сфере образования. Они позволяют вузам вести подготовку квалифицированных кадров, уже готовых к профессиональной деятельности в интернациональной среде. Каждая из подобных программ является итогом трудоемкого процесса согласования и взаимной оптимизации учебных планов между вузами-партнерами. То, что зарубежные университеты с готовностью откликаются на предложения участвовать в совместных с нижегородскими вузами образовательных проектах, свидетельствует о существующей у них потребности в кадровой поддержке международной интеграции. Россия в целом и Нижегородский регион в частности играют в этих процессах не последнюю роль. Межвузовские связи и формируемые благодаря им новые стандарты обучения постепенно становятся основой для широкого научного, культурного и технологического обмена. Поэтому число программ образовательного сотрудничества между нижегородскими и зарубежными вузами в ближайшие годы будет только расти.

Текст: Андрей Журавлев, Светлана Чернова

Фото: Роман Бородин, предоставлены пресс-службами вузов

Канал медиапроекта «Столица Нижний» в Telegram
c1FacebookВконтактеTwitterYouTubeInstagram
Требуется дизайнер
ЖК Цветы
Пенсионный фонд
Покупай-подарки получай в ТР Жар-Птица
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Двойная выгода в ТЦ Республика
Свежий номер
Вход
Тема номера
Маршруты культуры
Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде.
Спецпроект
Сезон открыт
Осень — традиционное время старта городского культурного сезона после летнего затишья. Распахивают свои двери театры и концертные залы, музеи и галереи.
Деньги
Долго и дорого: частные инвестиции в культуру
Культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?
Культура
Впервые за столетие
Собранный воедино «Пермский иконостас» Николая Рериха экспонируется в Нижегородском художественном музее
Спорт
Красота по-американски
Оказывается, в городе есть команда, умеющая играть в футбол, — «Рэйдерс 52».
Анонсы ТВ-программ
Мнение эксперта
Евгений  Чупрунов
Евгений Чупрунов
Ректор Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

В ННГУ имени Н.И. Лобачевского все основные направления деятельности - образование, наука, инновации - находятся на высоком мировом уровне. Основные приоритеты нашего международного сотрудничества обозначены в «Дорожной карте» по повышению конкурентоспособности нашего университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров до 2020 года. Государство поставило нам задачу за этот период войти в ТОП-100 лучших вузов мира. Это очень сложная и амбициозная задача, но я уверен, что коллективу университета она по силам.

Борис Жигалев
Борис Жигалев
Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова

НГЛУ имени Н.А. Добролюбова ведет подготовку высококвалифицированных кадров с профессиональным владением иностранными языками для обеспечения инновационного развития региона, Приволжского федерального округа и страны в целом. От нашей работы во многом зависит, насколько эффективными на интернациональном рынке будут другие региональные вузы и предприятия. Поэтому приоритетом для лингвистического университета является развитие международного сотрудничества посредством создания новых форм регионального и международного сетевого взаимодействия университетов, а также за счет участия в российской системе экспорта образования.  

Сергей  Дмитриев
Сергей Дмитриев
Ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева

НГТУ имени Р.Е. Алексеева ведет активное сотрудничество с зарубежными организациями не только в области образования, но также в сфере науки и технологии производства. Из всех этих направлений складывается масштабная международная деятельность, благодаря которой университет уже получил признание в качестве ведущего технического вуза. Девиз нашей работы: «Образование через науку, образование через всю жизнь». Именно образовательно-научное направление я бы назвал приоритетным, так как, обучая наших студентов, мы в то же время решаем научные задачи и реализуем контракты между вузом и конкретными предприятиями.

Андрей Лапшин
Андрей Лапшин
И.о. ректора Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Основным направлением международной деятельности ННГАСУ является продолжение реализации и развитие спектра научных и образовательных программ совместно с вузами Германии, Франции, Нидерландов, с ЮНЕСКО и другими зарубежными партнерами. Мы будем расширять участие в совместных международных проектах, в том числе по программе TEMPUS — за счет проекта «Магистерские программы по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности в зданиях Центральной Азии и России»,  а также проекта «Устойчивое предпринимательство. Ролевая модель для социальной корпоративной ответственности», который начнет работу в 2014 году.

Сетевое издание «Столица Нижний» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-60834 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 278-57-63
Email: info@stnmedia.ru
Адрес: 603000, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 412

Карта сайта

Created by GraphitPowered by TreeGraph