16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2014

Михаил Миндлин

2014 год станет для Приволжского филиала Государственного центра современного искусства поистине знаменательным событием: в декабре состоится полное завершение реконструкции «Арсенала» – места, ставшего в нашем городе символом современного искусства, свободного творческого мышления и поиска. О значении «Арсенала», перспективах этой площадки в контексте развития современного искусства в нашей стране нам рассказал генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Михаил Борисович, какое место среди филиалов ГЦСИ занимает нижегородский «Арсенал»?

ГЦСИ — организация с разветвленной сетью филиалов в крупных культурных центрах России. Каждый из филиалов является самодостаточным и полноценным центром современного искусства. Сформированная сеть создает благоприятную среду для развития современного искусства на всей территории России. Нижегородский «Арсенал» среди филиалов занимает свое почетное место и в этом году станет самой крупной творческой и выставочной площадкой среди всех подразделений Государственного центра современного искусства. Сегодня самая большая активно действующая площадка — ГЦСИ-Москва — занимает пять тысяч квадратных метров. Пространство ГЦСИ-Нижний Новгород после завершения восстановления и приспособления здания будет около семи тысяч квадратных метров. «Арсенал» к концу этого года будет включать специализированные зоны для реализации различных направлений творческой деятельности. Добавятся выставочные залы, помещения для временного хранения, увеличится пространство медиатеки, добавятся офисные помещения, появятся звукозаписывающая и видеозаписывающая студии, помещения для резиденций и складские помещения.

Модель пространства «Арсенала» после реконструкции. Автор — архитектор Евгений Асс

Арсенал Нижегородского кремля — архитектурный памятник середины XIX века. Что дают исторические стены «Арсеналу»? Как встраивается история в современность?

Существует мировая практика использования исторических зданий для размещения в них музеев и центров современного искусства. После проведенного капитального ремонта, реставрации здания и приспособления его под новую функцию история и современность прекрасно уживаются друг с другом. «Исторические стены» новому «Арсеналу» дают новое пространство и определенную эстетическую ауру. Конечно, атмосфера здания с более чем полуторавековой историей не может не учитываться и при реализации здесь различных проектов. Мы часто наблюдаем, как многие авторы, учитывая контекст и специфику места, меняют концепцию своих произведений, встраивают их в окружающее пространство.

Как выбираются площадки для филиалов ГЦСИ?

Здесь учитываются несколько факторов. С одной стороны, в расчет берется геосоциальная структура организации, то есть относительная равномерность распределения центров современного искусства по основным регионам России. С другой стороны, важно и наличие команды специалистов, готовых работать в этом направлении. К сожалению, до сих пор современное искусство России находится в эмбриональном состоянии, особенно в регионах, и поэтому специалистов, энтузиастов, готовых начинать все практически с нуля, чрезвычайно мало. Если такая команда творческих людей появляется и это совпадает с профессиональной стратегией Центра, то мы пытаемся создать условия для развития современного искусства в регионе силами такой команды.

На конец 2014 года запланировано полное открытие «Арсенала», завершение реконструкции его второй очереди. Благодаря чему это стало возможно сейчас, ведь капитальный ремонт первой части здания велся с 2003 по 2010 год?

Это стало возможным в первую очередь благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации: такого объема финансирования, как в этом году, никогда не было. Раньше оно было весьма ограниченным, и это объясняет длительность восстановления здания.

Элемент проекта приспособления исторического здания под нужды ГЦСИ. Автор — архитектор Евгений Асс

Синтез различных видов искусств как тенденция в современной художественной практике — где истоки этого явления?

Истоки тенденции лежат еще в Средневековье, когда общая концепция объединяла изобразительное искусство, архитектуру, музыку и литературу. Этот синтез был определен средневековой религиозной философией и эстетикой. Новый этап развития искусства начался в XX веке. Благодаря Хёйзинге, Хайдеггеру, Юнгу, Лиотару, Деррида и многим другим в его основу легла новая философия, новая эстетика. Россия, Франция, Италия стали основоположниками таких явлений, как футуризм, дадаизм, сюрреализм. Это дало современному искусству толчок в развитии его междисциплинарных видов.

Коммерческая составляющая современного искусства: где проходит граница между экспериментаторством и стремлением быть коммерчески успешным?

Коммерческая составляющая современного искусства очевидна. Мы видим это на примере мировых аукционов: сегодня стоимость произведений современного искусства вполне сопоставима с шедеврами мирового изобразительного искусства.

Что касается границ между экспериментаторством и коммерческим успехом, то, как правило, тот, кто хочет быть коммерчески успешным, не проявляет себя как экспериментатор. Дело в том, что современное искусство — это нечто новое в области человеческого сознания, поэтому в большинстве случаев противоречит традиционным представлениям об искусстве. Радикальные решения современного художника далеко не всегда понятны широкой публике, а у ценителей и специалистов, работающих в области современного искусства, часто нет возможности покупать современные произведения. Кроме того, рынок реагирует на новое в современном искусстве, как правило, с большим опозданием. Поэтому, если автор пытается стать коммерчески успешным, то прибегает к понятным рынку эстетическим приемам и технологиям, но это уже нельзя назвать экспериментаторством.

Беседовала Мария Медвидь.

Фото: предоставлены ГЦСИ.

Поделиться: