Журнал / АПРЕЛЬ 2014

Анна Ермакова

В конце марта на сцене театра оперы и балета имени А. С. Пушкина прошел премьерный показ оперы-мюзикла «Коко Шанель. Страницы жизни». Необычный жанр, дефиле роскошных нарядов и сама противоречивая личность величайшего модельера ХХ столетия, поставленная в центр действия, сделали спектакль одним из интереснейших проектов российской сцены в 2014 году. Между тем, по словам директора театра Анны Ермаковой, масштабный проект стал новым шагом не только с точки зрения искусства, но и менеджмента в сфере культуры.

Анна Дмитриевна, в марте театр оперы и балета представил премьеру «Коко Шанель. Страницы жизни». Эту премьеру вы специально приурочили к Году культуры?

Для нас Год культуры является важным уже потому, что государство обратило внимание на нашу сферу. Что касается планирования деятельности нашего театра, то над постановкой «Коко Шанель» мы работали не один год. Однако так совпало, что именно 2014-й ознаменовался представлением публике двух новых произведений: оперы-мюзикла о великой Шанель и балета «История любви» по произведениям Максима Горького.

Как родилась идея проекта о легендарном французском модельере?

Замысел спектакля о Коко Шанель родился давно, около десяти лет назад. Мне хотелось соединить идею воспитания хорошего вкуса с историей становления личности. Конечно, сюжет о Золушке существует давно, но для меня важно было показать героиню, которая превращается из гадкого утенка в лебедя не по мановению волшебной палочки, а благодаря труду, таланту и упорству. Пример Шанель, прошедшей путь от нищей девочки до личности мирового масштаба, очень показателен. Я думаю, что ее образ особенно заинтересует молодое поколение, потому что каждый, кто входит во взрослую жизнь,  так или иначе задумывается о построении карьеры. Неважно, какая профессия за плечами, важно достичь в ней совершенства. Также спектакль станет популярным среди женщин, который смогут любоваться на изысканные и вместе с тем очень современные костюмы.

Сцена из спектакля «Коко Шанель. Страницы жизни» 

Все же почему у вас возник интерес к такой сфере искусства, как мода?

Я человек достаточно консервативный и всегда считала, что хорошо одетая женщина — та, что не видна в толпе. Только пристальный взгляд позволит  увидеть ее стиль. Несколько лет назад, еще до появления замысла Шанель, в нашем театре проходил фестиваль современной моды, где нижегородские модельеры представляли свои коллекции. Честно признаюсь, я испытала культурный шок от вульгарности и пошлости их работ. Это привело меня к убеждению, что, если не показывать достойный пример, мы не сможем воспитать хороший вкус у наших детей.

В создании спектакля приняли участие выдающиеся профессионалы. Как вам удалось собрать такую команду?

Я очень долго не могла найти людей, готовых взяться за реализацию проекта. Наконец, после трехлетних переговоров Ольга Иванова и Александр Бутвиловский согласились написать либретто. Что касается композитора, то в нашей стране лучшего мастера, чем Эдуард Фертельмейстер, сложно найти. Во-первых, он талантливейший мелодист, во-вторых, что очень важно, он хорошо чувствует природу театра, так как долгое время работал в нашем ТЮЗе. Идея пригласить к работе модельера Игоря Дадиани появилась сразу после нашего знакомства с ним и его домом моды в Чебоксарах. Я была поражена красотой его работ, а позднее узнала, что он художник кино и работал много лет с режиссером Светланой Дружининой.

Спектакль «Коко Шанель. Страницы жизни» сразу задумывался как масштабный проект?

Да, с самого начала я видела его ярким, разноплановым и коммерчески успешным. Не буду скрывать, финансовая сторона меня также интересует. Я рассматриваю «Коко Шанель» как особый проект с точки зрения менеджмента. Дело в том, что спектакль создан по схеме проектного планирования, когда вместе с возникновением идеи вы просчитываете не только расходы, но и доходы от отдельно взятого спектакля и, следовательно, имеете возможность заинтересовывать участников проекта дополнительными вознаграждениями. Я преподаю в УРАО менеджмент в культуре и объясняю своим студентам, что за таким подходом — будущее в нашей сфере. Для меня важно, что я на практике реализую эту схему, и буду стараться в дальнейшем применять проектное планирование к каждому новому спектаклю.

Главная героиня спектакля «Коко Шанель. Страницы жизни»

Первопроходцам всегда приходится сложнее. С какими трудностями вам пришлось столкнуться при работе над спектаклем?

Основная сложность — консервативное отношение ряда работников театра к современным проектам. Да, мы должны ставить классические образцы оперного искусства, но сегодня время требует совершенно иных подходов, поиска новых форм. В нашем театре есть все, для того чтобы реализовывать смелые задумки, и мы должны постоянно подогревать интерес публики. Если зрителю понравился легкий жанр, он потом придет и на классическую постановку. 

Какую роль в создании спектакля сыграли меценатство и благотворительность?

Средства, вложенные в постановку, мы находили сами. Нас поддержали люди, не равнодушные к развитию культуры в нашем городе, готовые оказывать помощь социально значимым проектам. 26 марта в рамках проекта «Меценат года» мы провели закрытый показ спектакля, сбор средств от которого пошел на завершение проекта. Спектакль «Коко Шанель. Страницы жизни» обошелся нам в 13 миллионов рублей. Идея благотворительных спектаклей не нова в мировой практике. Люди, оказавшие нам поддержку, увидели, на что пошли деньги, а те, кто не помогал нам материально, купили дорогостоящий билет.

Следующие показы будут доступны обычным зрителям?

Конечно, мы будем играть его блоками по два-три спектакля, потому что в постановке задействованы очень сложные в монтаже декорации. Следующий блок пройдет уже в конце апреля. Цена вполне доступна — билет на премьерные спектакли будет стоить от 300 до 1000 рублей.

Беседовала Алина Мазина.

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru