Журнал / АПРЕЛЬ 2014

Премия в искусстве: пьедестал или путеводитель?

Инсталляция Аннет Мессаже (Франция), обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале

Спорт и искусство часто противопоставляют друг другу, хотя кое-что общее они имеют. Это напряжение и концентрация всех сил на пути к результату, внимание и реакция зрителей. Механизм этой реакции разный — в спорте болеют и поддерживают «своего», в искусстве — ставшего «своим» в силу созвучности смыслов. То есть доминирует личная, а не судейская оценка. Но бывает, что и в искусстве играет роль судейский выбор, дает ориентиры зрителю, помогает определиться.

Одной из самых престижных наград в мировом искусстве является премия, которая вручается на главной мировой выставке — Венецианской биеннале. Награду авторитетное международное жюри присуждает лучшему национальному павильону, а конкретным художникам вручают «Золотых львов» за лучшую работу и вклад в искусство. Кроме того, молодой (как правило, относительно) автор получает «Серебряного льва».

Проект «Марево» нижегородской творческой группы ПровМыза — лауреат «Инновации-2012»

Наиболее знаменитая британская художественная премия носит имя великого пейзажиста Джозефа Тёрнера, бывшего для первой половины XIX века, бесспорно, радикалом. Turner Prize устраивает в лондонской галерее «Тэйт Британ» выставку четырех участников шорт-листа. Авторам по условиям премии должно быть не более 50 лет. Как правило, выставки получаются весьма радикальными, ведь именно остроту и независимость высказывания ищут в их работах эксперты. В этом есть своя важная логика, поскольку нынче мастерство художника не в ремесле, а в идее. Технология, или, как говорят специалисты, медиа может быть любой: старинная кропотливая гравюра, видео, готовый предмет — реди-мейд, перформанс — почти театр. Главный приз — 25 тысяч фунтов и строчка в творческой биографии, способная повлиять на все последующие ее страницы.

В России две главные премии в области современного искусства — «Инновация» и премия Кандинского. Первую часто называют государственной, и если писать это слово с маленькой буквы, ошибки нет. Ее учредитель — Министерство культуры РФ, а организатор — ГЦСИ. Только не надо путать с гораздо более величественной Государственной премией, которая поощряет прежде всего вклад в развитие государства. «Инновация» внимательно следит за художественной ситуацией в стране, принимает заявки от музеев и некоммерческих культурных организаций, а кроме художников оценивает кураторов, исследователей и дает специальные призы: «За вклад» и «За поддержку современного искусства». В этом году в последней номинации, как ни парадоксально, будет награжден Шалва Бреус, создатель фонда «Арт-Хроника» и учредитель премии Кандинского. Это награда сугубо для художников, и они могут выдвигать себя на эту премию сами, не нужно ждать ни музеев, ни критиков. Зато шорт-лист формируют опытные эксперты, и список финалистов одновременно представляет собой состав выставки, предшествующей церемонии награждения. После этого в обеих премиях авторитетнейшее жюри, в которое входят не только российские, но и международные знаменитости от искусства, определяет лидеров.

Гравюра Пола Нобла, одного из лидеров  премии Тернера

Престижность всех этих призов не делает награжденных поп-фигурами. Экспертный выбор — это не «голы, очки, секунды», критерии в искусстве не могут быть простыми и легко объясняемыми широким массам, а значит, и широкого интереса не вызывают. Их роль в другом: признание есть некоторый указатель для других профессионалов, выставочных и музейных кураторов. Приглашая к участию отмеченных наградами авторов, они шаг за шагом вписывают их имена в историю искусства.

Поделиться: