Журнал / АПРЕЛЬ 2015

Виктор Шрайман: «Публика в Нижнем Новгороде хорошая»

Главный режиссер Нижегородского государственного театра юного зрителя, член жюри Национальной театральной премии России «Золотая маска», эксперт множества театральных фестивалей Виктор Шрайман возглавил жюри XI Открытого конкурса актерским работ имени Е. А. Евстигнеева, вышедшего в этом году за пределы нижегородского региона. Мы говорили с Виктором Львовичем о профессиональной и зрительской оценке, запросах современной публики и личности актера.

Виктор Львович, при наличии большого опыта работы в жюри международных и всероссийских конкурсов что для вас быть председателем жюри именно в Нижнем Новгороде? Это опыт, испытание, возможность влиять на процесс или что-то еще?

Эксперт любого театрального фестиваля, в том числе и такого, как этот, не только награждает того или иного артиста, работа которого представляется ему хорошей, а посылает публике и коллегам определенный месседж. Он сообщает свои представления о понимании критериев актерского театрального искусства — что есть хорошо, что есть профессионально, что есть талантливо. В этом смысле участие в работе жюри, да еще и в качестве председателя, для меня, как вы верно сформулировали (я беру третью часть вашей подсказки), возможность влиять на процесс. Поэтому мне очень интересен этот замечательный фестиваль, который придумала Нина Юрьевна Прибутковская. Насколько я знаю, аналога ему нет. Во‑первых, потому что, как правило, у нас в стране проходят фестивали, где оценивают спектакли в целом, а заодно артиста, режиссера, художника. А этот — чисто актерский. Во‑вторых, любой артист может сам, без главного режиссера, без чьего-либо участия выдвинуть себя, представить свою кандидатуру для соискания награды.

Вам как жителю этого города, как главному режиссеру одного из нижегородских театров и как председателю жюри важно, чтобы этот фестиваль становился более открытым, всероссийским, возможно, международным?

Это самая заветная мечта автора этой замечательной идеи. Нина Юрьевна и попыталась в этот раз максимально расширить географические границы фестиваля. Безусловно, я только за. До этого года участниками были лишь 14 театров, расположенных в Нижнем Новгороде и области. Мы, конечно, приглашаем всех, но кто-то отпал в самом начале, кто-то не стал заявляться, как, например, наш академический театр кукол. Мы выезжали и смотрели спектакли в Кстове, Дзержинске и Арзамасе. Помимо нижегородских театров в этом году фестиваль принял Дзержинский театр драмы, Арзамасский театр драмы, Чувашский экспериментальный мим-театр «Дождь», Оренбургский областной театр кукол, Кировский областной драматический театр. На торжественной церемонии награждения победителей в театре «Комедiя» почетный гость фестиваля — Московской театр имени Е. Вахтангова — показал спектакль «Крик лангусты».

Фестиваль предполагает наличие зрительского жюри. Что это дает конкурсу: его участникам, организаторам и самой публике?

Я подчеркну, что решение зрительского жюри никакого влияния на решение профессионалов не имеет. В этом году у зрителей была возможность выбирать «любимого актера», «любимую актрису» и «комический талант». Публика заполняла анкеты и тем самым определяла победителей в этих номинациях. Бывает, что мнения зрительского и профессионального жюри совпадают.

Люди, которые являются участниками этого процесса, — не единая масса, поэтому я могу говорить исключительно о своих эмпирических ощущениях, может быть, совершенно неверных. Когда я смотрю наши взрослые непростые постановки, меня приятно поражает сосредоточенность зала. Что думают зрители и как они оценивают увиденное, мне сложно судить. Но заканчиваются спектакли овацией. Может быть, это лишь признак культуры, воспитания нижегородцев. Но эту сосредоточенность я вижу во всех театрах города, поверьте, я бываю везде и могу сказать, что картина примерно одинаковая. Театральная публика в Нижнем Новгороде хорошая, думающая.

Зрительский выбор дает пищу для размышлений — и печальных, и радостных. Мы понимаем, кто к нам приходит, чего ждет сегодня от театра зритель. И это интересно и нам, и тем, кого награждают.

Конкурс посвящен личности актера. Актера с большой буквы. И назван он в честь актера с великим именем. Какое сейчас значение имеет личность актера в обществе?

Я выскажу мысль, может быть, парадоксальную. Я считаю, что не актер как личность должен влиять на умы и сердца людей, а создаваемый им персонаж. Лишь в силу того, что актер от природы, если это, конечно, случилось, наделен даром, этот дар позволяет ему с помощью автора поджигать сердца людей. Он является посредником между драматургом и зрителем. Сами по себе актер и режиссер — это земные, грешные люди. И ничего сакрального в нашем ремесле нет. Я говорю совершенно искренне, веря в то, что произношу. Когда свыше идет диктовка (я много раз имел возможность убедиться, что актер — иногда ограниченный по сути своей человек, выходя на сцену, преображается), в нем просыпается Бог.

Конечно, неплохо было бы, если бы артист был личностью. Скажу, что мое многолетнее знакомство с Сергеем Юрским стало для меня откровением. Пока я не был с ним знаком лично, я думал, что он просто хороший артист. Мы познакомились в 1978 году, и наше близкое общение открыло мне совершенно уникального, замечательного человека. Его оценки жизни, реакция на факты настолько небанальны, что его личность влияет на его роли, на небанальность его манеры игры. И глядя на сценические роли Юрского-актера, я узнаю Юрского-человека. Если актер примитивен, то его реакции на сценические факты примитивны. Актер должен быть личностью, но не актер — земной и грешный — должен быть кумиром у публики, а создаваемый им с помощью дара и профессионализма персонаж. Именно тогда поджигаются сердца зрителей и происходит настоящее чудо.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: