16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2015

Мирная миссия

После окончания масштабной реставрации у Нижегородского арсенала, наконец, началась вторая жизнь. Пространство бывшего военного склада сегодня предназначено для демонстрации современного искусства во всем его проявлении. Однако нижегородский пример не является уникальным — наш арсенал имеет массу «родственников» по всему миру, которых сотрудники ГЦСИ решили пригласить на новоселье. С 20 по 21 марта в Нижнем Новгороде проходила международная Ассамблея арсеналов.

Задолго до того, как Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства обрел свой дом в залах бывшего военного склада Нижегородского кремля, его сотрудники мечтали, что однажды смогут собрать на его площадке представителей арсеналов разных стран, переживших смысловую конверсию и сменивших в мирное время свои функции на культурные. Тогда это была достаточно абстрактная идея, но сотрудники ГЦСИ помнили о ней все годы. Наконец в марте при поддержке московского представительства Европейского союза на обновленной площадке прошла международная Ассамблея арсеналов. Специально для этого в Нижний Новгород приехали руководители и кураторы музеев и концертных площадок из восьми стран Европы, а также близкие друзья и коллеги Волго-Вятского филиала ГЦСИ.

Участники международной Ассамблеи арсеналов

Вселенная арсеналов невероятно велика, об этом рассказал историк и телеведущий Алексей Юдин, предваряя цикл презентаций. У каждого из них собственная судьба и собственный путь развития. Главный в этом ряду — Венецианский арсенал, который первым явил миру культурную площадку в своих стенах, а впоследствии открыл свое пространство для знаменитой биеннале. Прямая калька с Венецианского арсенала — Мыстецький арсенал в Киеве. Не менее интересное здание, приспособленное под выставочные площади, находится в Массачусетсе и носит название Watertown. Галереи организованы в Львовском арсенале и арсенале Нью-Йорка в Центральном парке. Есть и проектируемые культурные площадки, как, например, в Вероне и Неаполе. Военные музеи организованы в бывших оружейных складах Вены и Лондона, а в Вильнюсе и Варшаве расположились музеи исторические.

Из всего множества бывших военных объектов на первый призыв Нижегородского арсенала откликнулись представители восьми культурных институций — Музей современного искусства (София, Болгария), Датский королевский музей в арсенале (Копенгаген, Дания), Национальный морской музей Амстердама (Амстердам, Нидерланды), концертный зал «Арсенал Мец» (Мец, Франция), Немецкий исторический музей (Берлин, Германия), музей «Летная гавань» (подразделение Эстонского морского музея, Таллин, Эстония), а также «Пороховая фабрика Баркарена» (Оэйраш, Португалия).

Музей «Летная гавань», подразделение  Эстонского морского музея. Таллин, Эстония

Особый статус встрече придал приезд главы представительства ЕС в России посла Вигаудаса Ушацкаса. Именно его приветственным словом открылась официальная часть Ассамблеи. В ходе рабочей части прошли открытые дискуссии на тему «Арсенал: между прошлым и будущим», а также презентации военных объектов, ставших культурными институциями.

Первым свой проект представил Балтийский филиал ГЦСИ — младший брат нижегородского. Калининградский арсенал до сих пор находится на стадии реконструкции. Правда, это не столько арсенал, сколько башенный комплекс большой немецкой казармы, построенный в 1843–1849 годах для гренадеров королевского полка. Его ГЦСИ получил в 2003 году, а в 2006‑м добавилось еще одно мансардное помещение. В Софийском арсенале также расположился музей современного искусства, входящий в структуру Национального музея Болгарии. Первый этап реставрации здания XIX века был завершен в 2011 году. Благодаря инициативе министра культуры Болгарии удалось сохранить зеленую зону вокруг арсенала, и вскоре она будет преобразована в парк.

Немецкий исторический музей. Берлин, Германия

Несмотря на то что арсенал, входящий в состав Датского королевского музея, не используется по прямому назначению, тема военного дела по-прежнему играет для него ключевое значение. На территории объекта, построенного в начале XVII века, размещается экспозиция, рассказывающая историю оружия, обмундирования и военных конфликтов в целом. Причем выставка не ограничена и с точки зрения географии — здесь представлено вооружение в буквальном смысле от самурайского меча до немецкой бомбы V‑1 периода Второй мировой войны. А вот главной смысловой доминантой Нидерландов является море. Именно поэтому в Амстердамском арсенале, построенном в 1656 году для адмиралтейства, размещается Национальный морской музей. В заливе, где располагается арсенал, стоит на приколе копия парусника «Амстердам», принадлежавшего Ост-Индской компании.

Тема моря близка и таллинскому музею «Летная гавань», подразделению Эстонского морского музея. Само здание напрямую с арсеналами не связано — это ангары в гавани гидросамолетов. В 2010 году начался процесс адаптации здания под музей. Постоянная экспозиция сегодня разделена на три части: подводная часть рассказывает о судостроении, надводная — об авиации, а общее пространство — ватерлиния. Здесь хранятся более 200 экспонатов, в том числе и подводные лодки 30‑х годов ХХ века.

Концертный зал «Арсенал Мец». Мец, Франция

Арсенал Берлина открыл свои площади для Немецкого исторического музея. Первые экспозиции открылись здесь в 1991 году после падения Берлинской стены, а реставрация здания началась только в 1989‑м. Сегодня его коллекция насчитывает более восьми тысяч экспонатов, посвященных национальной истории. Наконец, самым необычным примером адаптации военного здания из представленных на Ассамблее стал концертный зал французского города Мец. Само здание было построено в 1860–1864 годах и являлось стратегически важным объектом во времена войн с Германией. В 1989 году здесь открылась концертная площадка на 1200 мест с потрясающей акустикой, пожалуй, лучшей в Европе. Кстати, открывал его Мстислав Ростропович, столь близкий Нижнему Новгороду музыкант и общественный деятель.

Практическая польза любой культурной коммуникации в том, что она становится базой для продолжения диалога, а значит, в ближайшем будущем можно ожидать новых совместных проектов арсеналов. Первый претворился в жизнь в заключительный день Ассамблеи: директор ВВФ ГЦСИ Анна Гор предложила создать единую сеть арсеналов, что позволит проводить встречи и дискуссии на постоянной основе. «Каждый из нас придумывает массу творческих идей, и обсуждать их, обмениваться ими есть наша прямая обязанность. А значит, общение между экспертами России и стран Европы продолжится», — отметила она.

Текст: Алина Мазина

Фото: Михаил Солунин, предоставлены ВВФ ГЦСИ.

Поделиться: