Журнал / АПРЕЛЬ 2015

Культурное образование

Журналисты, пиарщики, продюсеры, искусствоведы, менеджеры и маркетологи, работающие в сфере культуры, — сегодня это те специалисты, внимание к подготовке которых становится более пристальным. Традиции советского культпросвета устарели, рыночная экономика диктует свои законы, но люди продолжают приходить в театры. А это значит, что театры должны продолжать работать, и эту работу нужно освещать.

Искусство как важнейшая часть культуры всегда требовало от человека внутренней работы, определенного интеллектуального напряжения. Недаром существует выражение «язык искусства» — его нужно изучать, как нотную грамоту или иностранный язык. Но у искусства также есть свои внутренние законы существования, презентации, сохранения — в зависимости от того, с чем мы имеем дело: с живописью, старым пленочным кинематографом или балетной постановкой. Критик может дать оценку произведению искусства, объяснить его символический язык, рассмотреть его в контексте истории, но наладить производство декораций может грамотный управленец, знающий устройство театра. Кто готовит и тех и других? Насколько Нижний Новгород — город театральный, концертный, фестивальный, музейный и при этом вузовский — способен снабжать себя специалистами, готовыми развивать культурную жизнь и управлять учреждениями культуры?

Обучение театром

Благодаря энтузиазму и личной заинтересованности директора Анны Ермаковой Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина уже много лет является практической базой для студентов‑журналистов, проходящих обучение в НГЛУ имени Н. А. Добролюбова, НГПУ имени К. Минина, Нижегородском филиале УРАО и других вузах города. Будущие специалисты на практике изучают, что такое жизнь театра, знакомятся с процессом создания спектакля, вникают в сложную внутреннюю жизнь, скрытую от глаз простых зрителей. «Мы формируем группу студентов разных вузов, и они в рамках нашего проекта “Пройти через театр” узнают технологию выпуска спектакля, проходят через весь производственный процесс. Однако нужно понимать, что это очень большая нагрузка для театра, и вряд ли я этим стала бы заниматься так глубоко и серьезно, если бы я сама не была преподавателем и не понимала важность такой практики. Нельзя грамотно рассказать читателю или телезрителю о той или иной премьере, дать оценку постановке, если ты не был за кулисами, не знаешь масштаб труда по созданию спектакля», — говорит Анна Дмитриевна. Кроме работы с будущими журналистами директор театра оперы и балета в качестве преподавателя Нижегородского филиала УРАО занимается подготовкой арт-менеджеров, читая лекции и организуя практические занятия на базе возглавляемого учреждения. В случае с подготовкой управленцев значение такой практики сложно переоценить. «Мы даем знакомиться с нашими финансовыми документами, сметами, наглядно демонстрируем, что это значит — управлять учреждением культуры, содержать и развивать его, — рассказывает Анна Дмитриевна. — Никто и никогда так не работает со студентами. Они проходят по всем производственным цехам, видят, как шьется театральный костюм, как изготавливаются декорации — вот эскиз, а вот декорации в натуральную величину разложены на полу. Студент, который пройдет через весь процесс — репетиционный и производственный, — получает бесценный багаж знаний, который поможет ему стать грамотным менеджером учреждения культуры. Теоретических знаний недостаточно, нужна серьезная практическая подготовка, и она может быть осуществлена только здесь, в театре, а не в книге».

Знакомство школьников и студентов с закулисной жизнью — важная часть просветительской деятельности театра

Арт-менеджмент

На факультете «Культурология» Нижегородского филиала УРАО более 10 лет назад был открыт профиль «Управление в социокультурной сфере», или более коротко «арт-менеджмент». Все желающие могли получить дополнительное образование по данному профилю, а подготовка бакалавров заочной формы обучения началась в 2011 году. Ежегодно факультет «Культурология» выпускает около 30 подготовленных специалистов.

Открытию профиля способствовало несколько обстоятельств. С одной стороны, многие выпускники Нижегородского областного колледжа культуры, расположенного в городе Бор, а также театрального и художественного училищ и музыкального колледжа на территории областного центра хотели продолжить свое обучение, не имея возможности или желания ехать за этим в столицу. Их целью было получить высшее образование, близкое по специальности к уже имеющемуся, но с учетом современных условий, рыночной экономики. С другой стороны, стало очевидно, что люди, уже работающие в сфере культуры, управляющие культурными учреждениями, хотели бы получить дополнительное образование, которое давало бы представление о менеджменте и маркетинговых технологиях, управлении персоналом, построении бизнес-планов и реализации проектов. Для многих Нижегородский филиал УРАО стал альтернативой Санкт-Петербургского государственного института культуры и московского ГИТИСа, где также готовят руководителей арт-сферы. Поступить туда из периферии практически невозможно, стоимость обучения высокая, и, как правило, после столичных вузов не стремятся вернуться и развивать культуру родного края. В этом отношении нижегородский вуз стал поставщиком кадров буквально для всей страны.

Подготовка по дисциплинам «менеджмент в сфере культуры», «организация выставочной деятельности», «продюсерская деятельность», «культура массовых коммуникаций», «маркетинговые коммуникации в сфере культуры» и многим другим осуществляется преподавателями-культурологами УРАО и приглашенными специалистами-практиками.На базе партнерских учреждений студенты проходят практику, работают над дипломами. Так, тесное сотрудничество установлено с НГВК, так же как и с театром оперы и балета, ставшем, благодаря усилиям Анны Ермаковой, настоящей школой профессионализма для будущих управленцев.  Работа идет с музеем Добролюбова, театром «Комедiя», ТЮЗом, ГЦСИ «Арсенал», историко-архитектурным музеем быта народов Поволжья.

Азы операторского мастерства будущие журналисты осваивают, снимая репетицию будущих дирижеров

Слово о музыке

Специальность «музыкальная журналистика и редактирование» на факультете музыкально-прикладного искусства Нижегородской консерватории — единственная у нас в стране.  Идея ее открытия появилась еще в 2002 году, а в 2003-м состоялся первый набор. «В самом начале это были двухгодичные курсы дополнительного образования для музыкантов всех специальностей, и эта подготовка продолжается до сих пор, — рассказывает Лидия Александровна Птушко, заведующая кафедрой музыкальной журналистики. Желающие получить дополнительную специальность на базе, например, гуманитарного образования, приходят к нам и получают документ, который дает возможностью работать журналистами прессы, радио и телевидения, а также заниматься редактированием. Это образование очень востребовано.  Мы уже подготовили более 100 выпускников, и они работают по всей России». Позднее, в 2011 году, был открыт и бакалавриат. За высшим образованием стали приходить  абитуриенты после музыкального училища, а с этого года консерватория осуществляет набор выпускников 11-х классов, которые имеют начальное музыкальное образование.  Это значит, что освоить музыкальную журналистику могут не только  те, кто имеет базовое музыкальное образование. Другое дело, что набор ограничен и на данный момент на журналистику выделяется  четыре-пять бюджетных мест.

Нижегородская консерватория  силами своего профессорско-преподавательского состава, а также при поддержке ведущих теле- и радиожурналистов города  создала уникальную образовательную программу. Уже на первом курсе студенты осваивают интернет-пространство, пишут для электронных изданий, на втором курсе идет работа с прессой и радио, на третьем подключается телевидение. Вот так поэтапно приобретаются универсальные знания и  серьезный  практический опыт. Это настоящее производство: создание сценариев, съемка, монтаж, подбор музыки и запись голоса, написание текстов репортажей и рецензий. «Важно, что тематика материалов очень обширная, мы заполняем информационный пробел и пишем о музыкальной и в целом о культурной жизни города. Кафедра давно сотрудничает с профильными федеральными и международными изданиями, студенты готовят большие эфиры для “Радио России” и радио “Образ”, в консерватории  еженедельно выходит  радиожурнал “Музыкальный календарь”, существуют планы совместной работы с нижегородскими телеканалами», — делится Лидия Александровна.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: