Журнал / АПРЕЛЬ 2015

Подвешенный билет

Благотворительность и культура веками идут бок о бок, но отношения мецената, учреждения культуры и его посетителя зачастую представляют собой взаимное перераспределение ролей. С одной стороны, театры, музеи, концертные площадки сегодня в большей или меньшей степени получают меценатскую помощь от тех, кто неравнодушен. С другой — они сами выступают как благотворители по отношению к своему зрителю: проводят акции, позволяющие самым разным людям приходить к ним.

«Есть билетик?..»

«Подвешенный», «придержанный», «оплаченный» кем-то для кого-то кофе – давняя неаполитанская традиция. В нашей стране она широко известна не более 10 лет, примерно столько же с переменным успехом практикуется. Ставший со временем метафорой, «подвешенный кофе» перешел в другие сферы помимо общепита и в сфере культуры обрел, например, форму «подвешенного билета» – возможности попасть на фестиваль, выставку или спектакль по билету, оставленному кем-то в кассе. Эта практика используется в Москве и Санкт-Петербурге, в ряде регионов, причем реализуется на самых разных мероприятиях.

Впервые в Нижнем Новгороде «подвешенный билет» появился летом 2014 года на XII Международном фестивале искусств имени А. Сахарова. По словам директора Нижегородской филармонии, организатора фестиваля Ольги Томиной, назвать имя конкретного вдохновителя этой благотворительной акции достаточно сложно. «Несколько человек одновременно предложили идею – это были наши постоянные слушатели, друзья филармонии и ее сотрудники. Пришедшим за билетом зрителям предлагалось приобрести еще один и оставить его в кассе для кого-то, у кого не окажется денег. Была заведена специальная ведомость учета, и если за „подвешенным билетом“ обращались,  мы записывали  его данные, чтобы было понятно, что билет дошел до конкретного человека. При этом нас не интересовало его социальное и материальное положение», – рассказывает Ольга Томина.

Опыт филармонии стал прецедентом для Нижнего Новгорода и  показал, что учреждения культуры готовы поддержать подобные инициативы, а жители города готовы делиться и помогать.

Важно, чтобы люди всех возрастов и социальных положений имели равный доступ к культуре

В разном формате

У каждого учреждения культуры есть свои возможности становиться более доступными, свой лимит скидочных билетов и предложений по акциям. Существуют работающие десятилетиями социальные программы и партнерские связи, появляются новые современные проекты.

В сентябре 2014 года Нижегородской театр драмы запустил акцию «Сотвори добро – подари билет в театр». На сайте театра, а также у билетных касс зрители информируются о том, что они могут приобрести билет для другого человека. Но в этом случае «подвешенный билет» является адресным. Акция проводится совместно с министерством социальной политики Нижегородской области. Сведения об оставленных в кассе билетах отправляются в министерство, которое передает их малообеспеченным гражданам. «Основная идея – чтобы билет доходил именно до того, кто в этом нуждается. Чаще всего приобретают билеты для детей из многодетных семей», – говорит директор театра Борис Кайнов.

К реализации идеи «подвешенного билета» планирует прийти и Нижегородский ТЮЗ, но формат и условия акции еще будут разрабатываться. В любом случае такая практика – это возможность передать эстафету добра, ведь тот, кто сегодня  получит «подвешенный билет», завтра может «подвесить» его сам. И чем больше людей будут знать о том, что в нашем городе это работает, тем ярче, полнее и насыщеннее будет жизнь города – культурная, духовная, нравственная.

Открытые двери

Благотворительная, просветительская  функция всегда лежала на государственных учреждениях культуры, но именно Нижний Новгород знает уникальные в масштабе страны примеры подобной деятельности. В первую очередь это проходящие уже более полувека летние общедоступные концерты Нижегородской филармонии, ставшие культурным символом Нижнего Новгорода.

Залы музеев, выставочных комплексов, театров, а также концертные площадки города уже давно открывают двери самым разным посетителям и на самых разных условиях. Произведения искусства должны быть доступны, невзирая ни на какие экономические сложности и тем более вопреки им. Схемы похожи и работают они везде. Большое внимание уделяется детской и студенческой аудитории. Так, в театре оперы и балета все абонементы, которые адресованы студенчеству, продаются со скидкой до 70%. Студент, который покупает абонемент за 450 рублей – это стоимость одного билета в зрительный зал, – получает возможность посетить четыре спектакля. В театре драмы с начала сезона действует акция  «Студенческая среда», когда каждую среду по студенческому билету дневного отделения молодые люди могут приобрести билет за половину его стоимости.

Во многих театрах часть билетов на репертуарные постановки продается за очень символическую стоимость, доступную всем, например, в том же оперном театре порядка 10 процентов билетов на постоянные спектакли стоят от 30 до 100 рублей. А в театре «Комедiя» по воскресеньям один-два раза в месяц можно посещать спектакли со скидкой до 50%. 

Воспитанники детских домов, ребята из многодетных семей, дети с особенностями здоровья из Нижнего Новгорода и районов области – частые посетители наших театров и музеев, как и пенсионеры, ветераны, взрослые с ограниченными возможностями. 

Подобная работа с населением – это совсем другая экономика, здесь в расчет идут не деньги, а тот социальный капитал, который создается и будет создан в дальнейшем.

Традиционно учреждения культуры уделяют большое внимание детской аудитории — это серьезное инвестирование в духовное развитие будущих поколений

На пользу дела

Попечительские советы и советы по развитию, клубы друзей – вот основная часть благотворителей, оказывающих постоянную или единовременную поддержку учреждениям культуры. При этом поддержка исходит и со стороны органов власти, и со стороны бизнеса, и со стороны просто неравнодушных людей, готовых оказать посильную помощь.

А помощь может быть разной. Директор театра драмы Борис Кайнов с теплотой рассказывает о людях, которые откликаются на объявления театра или же самостоятельно предлагают старые шинели, костюмы, кружева, предметы быта. «В ответ мы предлагаем деньги, но люди отказываются, отдают это театру безвозмездно. Лет пять назад мы разбирали запасники и нашли дореволюционное церковное облачение, которое передали в музей Печерского монастыря. Эти вещи попадали в театр в качестве реквизита во время гонений на церковь. Буквально недавно мы обнаружили два церковных колокола», – добавляет Кайнов.

Одни компании помогают в изготовлении костюмов к спектаклям, другие – снабжают бытовой химией для уборки помещений, третьи – оказывают помощь в производстве декораций или проведении ремонта, четвертые – выкупают билеты для своих сотрудников или партеров, пятые – спонсируют гастроли, выво-зят нижегородские коллективы  в другие города или же привозят к нам столичные и провинциальные театры. Поддержка премьерных спектаклей  – также способ поддержать театр. Без премьер театр не живет, репертуар не обновляется, не приходит новый зритель. Постановка премьерного спектакля – сложнейший, очень затратный процесс, особенно когда речь идет о масштабных проектах, таких как, например, мюзикл «Коко Шанель. Страницы жизни», поставленный на сцене театра оперы и балета и ставший ярчайшим театральным событием прошлого сезона. Спектакль получил большую поддержку со стороны неравнодушных к развитию культуры людей, кроме того, накануне премьеры прошел закрытый благотворительный показ, и деньги, собранные от реализации дорогостоящих билетов, были направлены на завершение этого проекта.

Без человеческой инициативы, какой бы масштабной она ни была, в конечном счете невозможно ни одно движение вперед.

Идея чашки кофе, припасенной на случай, когда она будет кому-то очень необходима, сегодня вдохновляет многих, но далеко не нова. Это лишь один из способов быть полезным, который выбирает для себя человек. И таких способов великое множество. Выбор за нами.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Евгений Алексеев.

Поделиться: