Журнал / АПРЕЛЬ 2016

Покупай живопись!

Глядя на картину в музее, галерее или каком-либо другом выставочном пространстве, зритель вряд ли задумывается о том, насколько хлопотным и затратным может быть ее показ. Перед его глазами не предстают переговорные процессы организаторов, их общение со страховщиками и транспортировка на грузовиках. Ценники мы начинаем изучать, лишь когда видим непривычно высокую плату за приобщение к предметам искусства или же планируем приобрести что-либо себе домой или в подарок. И только тогда пытаемся оценить себестоимость предмета и трудозатраты, которые понес его автор.

Доставка искусства. Недорого?

Стоимость билетов для взрослых посетителей, не относящихся к каким-либо льготным категориям, в муниципальные и государственные музеи Нижнего Новгорода колеблется от 70 до 200 рублей. Выставочные организации понимают, что цена билета должна быть адекватна социально-экономической ситуации. Если входной билет дорогой, то его стоимость необходимо обосновать. Это важно, поскольку нижегородцы, путешествуя и посещая выставочные пространства в других городах, имеют возможность сравнивать их с нижегородскими и становятся более требовательными и взыскательными зрителями.

Экономика выставки, конечно, зависит от включенных в нее произведений, но основными затратами всегда становятся страховка и логистика. «Стоимость страховки зависит от того, откуда берутся вещи, — рассказывает начальник выставочного отдела нижегородского Арсенала Алиса Савицкая. — Если брать вещи от художников и государственных музеев, которым они достались по невысокой закупочной цене, то стоимость страхового полиса получается совсем невысокой, буквально несколько тысяч рублей. Дорого становится, когда нужно добыть конкретную вещь, находящуюся у частного коллекционера, который застраховал ее с учетом рыночной стоимости». Со своей стороны, генеральный директор НГХМ Роман Жукарин добавляет: «Произведения искусства страхуются в долларах или евро, и с учетом сегодняшнего курса валют это безумные деньги».

«Страхуют, как правило, то, что уже является произведением искусства, — поясняет Михаил Маркевич, генеральный директор проекта „Еда и культура“, курирующего галерею FUTURO. — В ходе нашей практики мы не сталкивались со страхованием, и наши расходы связаны с транспортировкой, открытием, развеской и так далее. В среднем это порядка 100 тысяч рублей».

Стоимость посещения выставок в НГВК начинается от 100 рублей

Директор галереи «Вещь в себе» Мария Богданова, в свою очередь, приводит следующие цифры: транспортировка 100 килограммов живописи (35–40 работ) вместе с минимальной страховкой и оплатой услуг грузчиков на месте отправки и получения обойдется в сумму около 23 тысяч рублей. Но в данном случае речь идет о сравнительно небольшом расстоянии, к примеру от Москвы до Нижнего Новгорода. Доставка картин, скажем, с Дальнего Востока, по оценке собеседницы, будет стоить в три раза дороже, из-за границы — в 10. «В среднем бюджет одной выставки музейного уровня с хорошим кураторством и представительством лиц, которые ее организуют, — от полумиллиона до полутора миллионов рублей. Для организаторов выставки это большие расходы», — отмечает она.

Что же касается выставок (или отдельных работ), привозимых из-за границы, то они, как правило, имеют многосоставные бюджеты, поддерживаются различными фондами, посольствами, консульствами. Оттого и так редки.

На паритетных началах

Галерея не отличается от любого другого бизнеса в части регистрации юридического лица, аренды помещения и его ремонта. Сложности начинаются с поиском художников, которых при возможности не стыдно вывезти на международные выставки, или, скажем, искусствоведа, который будет оценивать работы. Кстати, участие в международных выставках для галереи стоит колоссальных денег и завязано на продвижении какого-либо автора, который будет интересен аудитории, отличной от нижегородской. «Участие в той же Cosmoscow (ярмарка современного искусства. — Прим. ред.) стоит восемь тысяч евро. Это чтобы с двумя художниками максимум оказаться там, а таких стендов там 45. И вам еще нужно умудриться что-то там продать», — говорит создатель уже закрытой галереи (но не проекта) «ТОЛК» Рустам Коренченко.

Сотрудничество художника и галереи при организации выставки складывается по-разному. Как поясняет Мария Богданова, если все расходы берет на себя галерея, она имеет право на больший процент с полученной прибыли. Если расходы паритетные или автор берет на себя их большую часть, то процент галереи как посредника уменьшается.

Цена творчества

Днем площадка у кинотеатра «Орленок» и корпуса ННГУ имени Н. И. Лобачевского на улице Большой Покровской становится своего рода галереей под открытым небом. В будни и выходные там выставляют на продажу свои работы художники-любители и авторы с профессиональным опытом. За пейзажи русской природы и знакомые виды Нижнего Новгорода просят по семь-восемь тысяч рублей, но торг уместен: по словам продавцов, люди больше пяти тысяч рублей за картину платить не готовы.

Стоимость работ, продаваемых на улице, порой сопоставима с расценками в художественных салонах. Но отличия есть. «У нас более половины выставляемых художников состоят в Союзе художников России. Та аудитория, которая ходит к нам, на Покровку не пойдет, и, наоборот, та аудитория, которая покупает на Покровке, очень редко заходит к нам, — объясняет директор Нижегородской галереи искусств „Арт 52“ Дина Варламова. — На Покровке художники сами продают свои работы, и у них нет „художественного фильтра“». По словам Дины Варламовой, самая ходовая цена, за которую посетители покупают работы в ее галерее, — 10–17 тысяч рублей.

Не все опрошенные «Столицей Нижний» галеристы смогли указать наиболее дорогих, по их оценке, нижегородских авторов, поскольку стоимость работ на различных площадках отличается. Мария Богданова назвала таковыми Вячеслава Грачева и Николая Величко и также привела в пример Наталию Панкову, Сергея Сорокина, Кима Шихова, Анну Рябчевскую. «Работы Панковой могут стоить от тысячи евро, Кима Шихова — от 100 тысяч рублей, Рябчевской — 50 тысяч», — уточняет директор галереи, добавляя, что цены меняются в зависимости от воли автора.

Стоимость картин в галерее может оказаться ниже, чем у уличных художников

Какова же себестоимость картины? Она зависит от используемых материалов, а они дорогие, их количества и техники письма. «Если художник рисует карандашом, это потребует минимальных затрат. А банка хорошего масла одного цвета может стоить и пять тысяч рублей, — отмечает Михаил Маркевич. — Например, Ася Феоктистова тратит масло в невероятном объеме».

По ценам на материалы для рисования ориентирует Дина Варламова: холст на подрамнике размером 30 х 40 сантиметров стоит 200–250 рублей, набор масляных красок — около 2000 рублей. Акварель, по словам собеседницы, стоит значительно дешевле, но ею пишут на специальной бумаге, да и работы рекомендуется оформлять в паспарту, раму и стекло, что для художника обойдется в сумму от 1500 рублей. Набор акриловых красок, которые в большей степени подходят для декоративных изделий и дизайна, стоит 400–500 рублей.

Итоговую же стоимость картины определяет даже не столько объем использованных материалов и размер холста, сколько эмоциональные усилия и время, которое затратил художник. И, конечно, степень его известности. Предела нет, те же Сорокин, Панкова и Феоктистова могут стоить и по пять тысяч долларов, и по нескольку сотен тысяч рублей.

Текст: Наталья Егошина

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru