Журнал / АПРЕЛЬ 2016

Держите кисть

Учиться рисовать, говорят, никогда не поздно, тем более если цель — не стать художником, а просто правильно держать кисть, чувствовать цвет и соблюдать пропорции. К чему бы мы ни стремились — к рисованию для души или к высокому профессионализму, — в Нижнем Новгороде есть масса возможностей для постижения мастерства живописи. Было бы желание.

Классика жанра

В Нижнем Новгороде нет учебного заведения, где можно было бы получить высшее художественное образование. Молодые люди, стремящиеся посвятить себя живописи, уезжают, в надежде достичь вершин мастерства, в Санкт-Петербург — в Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина или в Государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица — легендарную «Муху», а также в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова или Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — она тоже находится в столице. Они уезжают, и мало кто из них возвращается обратно.

Однако это не мешает нашему городу быть признанным центром классического художественного образования с сильной школой живописи и давними традициями подготовки мастеров. Этим традициям уже более ста лет. И ключевым учебным заведением, осуществляющим эту подготовку, является Нижегородское художественное училище, отмечающее в этом году свое 95‑летие. С 1956 года училище занимает здание, где на рубеже XIX–XX веков размещалась частная школа-студия знаменитого художника и фотографа Андрея Карелина.

По словам директора училища Николая Гущина, ежегодный прием на бюджетные места составляет 30 человек, кроме того, на внебюджетные места принимаются еще по пять человек на каждое из двух отделений — живописи и дизайна. Таким образом, одновременно обучение проходят в среднем около 160 человек. В течение последних пяти лет наблюдается стабильно высокий конкурс — пять человек на место, так что недобора в училище нет, да и за время четырехлетнего обучения «потери» среди студентов минимальны — прием практически равен выпуску.

Художественная школа становится для ее учеников за годы обучения настоящим домом, в который они возвращаются вновь и вновь

В качестве конкурсных испытаний желающие поступить в НХУ сдают живопись, рисунок и композицию. Николай Александрович подчеркивает, что, даже если у абитуриента нет за плечами художественной школы, он наравне с другими может поступать в художественное училище, поскольку на вступительных испытаниях оценивается прежде всего качество выполненных работ.

Те из выпускников, кто не покидает город и хочет продолжить обучение, поступают в Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, где есть факультет архитектуры и дизайна, а также становятся студентами филиалов ряда других вузов, правда, тоже по направлению дизайна. Факультет дизайна, изящных искусств и медиатехнологий Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина также принимает выпускников НХУ, хотя в гораздо меньшем объеме — с недавнего времени они получают диплом «живописца-педагога» или «дизайнера-педагога», что дает им право заниматься преподавательской деятельностью.

На театрально-декорационном отделении Нижегородского театрального училища имени Е. А. Евстигнеева также преподаются рисунок и живопись. Здесь готовят поистине универсальных специалистов с большой практикой ручной работы. Выпускники отделения работают декораторами, театральными художниками, бутафорами, они могут изготовить самый разный реквизит, оформить любое сценическое пространство, их навыки незаменимы при организации и проведении выставок, презентаций, культурных проектов, оформлении музейных экспозиций.

Школьные годы

Как правило, получению среднего или высшего художественного образования предшествует обучение в художественной школе. В Нижнем Новгороде их три: школа № 1 на Нижневолжской набережной в Нижегородском районе, № 2 на улице Ярошенко в Московском районе и № 3 на улице Замкнутой в Сормовском.

Художественная школа № 1 — старейшая из всех. Ее историческим предшественником были воскресные бесплатные рисовальные классы, основанные в 1902 году при Нижегородском обществе любителей художеств. С тех пор школа сменила множество адресов, она не переставала работать даже в годы Великой Отечественной войны, когда художественное училище, при котором школа и существовала, было закрыто. В 1987 году школе было передано историческое здание — особняк нижегородского купца Николая Александровича Бугрова. Вплоть до 1991 года длился капитальный ремонт, после чего в этом памятнике архитектуры (его первоначальный проект был выполнен в 1888 году) начались занятия.

По словам директора школы Владимира Колесникова, количество учащихся на бюджетном отделении сейчас — 250 человек, а с учетом подготовительного отделения и студии для взрослых всего в школе обучаются 450–460 человек.

Желающие поступить в школу должны выдержать серьезный конкурс, ничуть не уступающий конкурсу в художественное училище. Владимир Григорьевич рассказывает, что были годы, когда на бюджетное место претендовали пять-шесть человек. «Мы действительно судим очень строго, каждый год меняем правила приема. Очень сложно определить способности детей в раннем возрасте, и мы не хотим ошибиться», — добавляет он.

Воспитанники изостудии при Нижегородском государственном художественном музее учатся на полотнах великих мастеров

Существует при школе и арт-студия для взрослых — это давняя традиция, зародившаяся еще в 1930‑е годы. Около 30 человек разного возраста приходят на вечерние занятия, чтобы восполнить жизненный пробел, реализовать мечту детства. Если детям нужен навык, то взрослым очень важно найти себя, свой индивидуальный стиль. Многие из них начинают с нуля, впервые видят кисть и краски, но зато потом свой путь в искусстве приносит им настоящую радость.

Первые штрихи

Всевозможные изостудии, кружки и курсы живописи — явление для Нижнего Новгорода достаточно распространенное. Они есть в детских школах искусств и домах творчества, в различных образовательных и досуговых центрах, библиотеках, музеях, являются муниципальными и частными. Классический рисунок и станковая живопись, лепка и песочная анимация, эбру, скрапбукинг, правополушарное рисование и многое другое — выбор огромен, и каждый может найти себе увлечение по душе. Как правило, занятия проводят профессиональные педагоги, художники, психологи.

Изостудия при Нижегородском государственном художественном музее существует с 2011 года. Как рассказала заведующая отделом научно-просветительской работы НГХМ Елизавета Сурганова, сегодня в изостудии занимаются две группы дошкольников, несколько групп ребят школьного возраста, а также взрослые — всего около 50 человек. «Уникальность нашей работы — в непосредственном взаимодействии с музейной экспозицией, в обучении через признанные шедевры, — говорит Елизавета Сергеевна. — И дети, и взрослые знакомятся с музеем не через классическую экскурсию — наши подопечные в большей степени познают все через собственные глаза и руки. Они зарисовывают то, что видят в залах музея, постигают композиционные приемы известных мастеров, линейный ритм и пластику полотен, изобразительные средства художника. Кроме того, с нашими учениками мы работаем в паре — я как теоретик-искусствовед, а художник Вячеслав Тимофеевич Головченко — как практик. У нас совершенно разные взгляды, разные характеры, мы высказываем различные мнения, и это помогает достичь хорошего результата».

Спрос на художественное образование не падает. Профессионально или любительски — овладеть мастерством рисунка и живописи по-прежнему стремятся многие. Однако есть одна тенденция — если 30 и более лет назад в художественном училище девушки были редкостью, то сегодня все изменилось. Юноши все реже выбирают для себя творческую профессию, лишь единицы решают посвятить себя искусству.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Андрей Скворцов.

Поделиться: