16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2017

Родному городу

Б. М. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. 1923. Собрание НГХМ

Тонкий весенний пейзаж со стройными березками и молодой травой на фоне серо-голубого неба и особой прелестью и гармонией красок на холсте, написанный Михаилом Нестеровым, не мог не радовать душу А. М. Горького, который сам в совершенстве владел приемами «пейзажиста» в литературе. «Славному певцу русской природы М. Горькому. М. Нестеров 1901» — так был подписан подаренный автором весенний этюд. Эта работа вместе с другими произведениями, оставленными Горьким сначала на хранение, позднее, в 1909 году, была предана им в собственность Нижегородскому городскому художественному и историческому музею. В это время, в октябре 1909 года, А. М. Пешков (Горький) был избран почетным членом комитета по управлению музеем. Впоследствии, в разные годы (вплоть до 1936‑го), в музеи города (художественный и литературный) от Горького поступали произведения из его собрания. В настоящее время в НГХМ около 30 произведений в книге поступлений значатся как «дар Горького». Особую ценность «горьковской» коллекции в художественном музее составляют произведения Бориса Кустодиева (шесть работ) и Николая Рериха (восемь работ). Сегодня многие из произведений, подаренных Горьким, можно увидеть в постоянной экспозиции отечественного искусства, в частности это картины Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Михаила Нестерова, Аркадия Рылова. Некоторые из них периодически выставляются на фондовых выставках: «Лошади» Туржанского, «Сорренто» Кончаловского, акварели Нестерова «Св. Кирилл» и «Св. Мефодий», «Зимний пейзаж» Вещилова, «Весна» Бялыницкого-Бируля, «Москва» Яковлева и другие.

Н. П. Шлейн. Портрет А. М. Горького. Этюд. 1910. Собрание НГХМ

Известно, что у А. М. Горького было особое отношение к культурному наследию, он был страстным коллекционером, собирал живопись, скульптуру, предметы прикладного искусства, в том числе резную кость восточных мастеров XVIII–XX веков (нэцке), монеты. Некоторые предметы из собрания писателя можно увидеть в экспозиции Государственного музея А. М. Горького в Москве. В его собрании находились картины И. Репина, И. Левитана, В. Поленова, К. Савицкого, В. Верещагина и других русских мастеров живописи.

Алексей Максимович дружил со многими художниками, встречался с ними на родине и за рубежом, часто позировал им. Горького в разные годы писали И. Репин, В. Серов, И. Бродский, П. Корин, Н. Богданов‑Бельский, В. Ходасевич, К. Юон, над воплощением образа писателя работали и нижегородские художники — Н. Симанский, Л. Хныгин, Ф. Кириллов, А. Варламов, С. Балаболкин и другие.

М. В. Нестеров «Весенний пейзаж». Этюд к картине «Преподобный Сергий Радонежский». Конец 1890-х. Собрание НГХМ

В собрании музея находится портрет А. М. Горького, привлекающий внимание простотой композиции, цветовым соотношением и созданным образом. Это портрет Николая Шлейна, изображающий Горького, на мой взгляд, очень правдиво. Шлейн (тоже волжанин) пишет его в 1910 году за границей на острове Капри, где тогда жил писатель. Это один из лучших прижизненных портретов, поступивший в наш музей из московского музея А. М. Горького в 1940 году. Произведения, непосредственно связанные с именем Горького, и бесценный дар писателя музею имели большое значение для формирования музейного собрания. Свою любовь к Нижнему Новгороду, его жителям Алексей Максимович пронес через всю жизнь. Неслучайно на память приходят слова писателя, всегда помнившего о родном городе: «Люблю нижегородцев — хороший народ!»

Поделиться: