16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2017

Отраженная эпоха

Максим Дмитриев. Максим Горький с женой Екатериной Пешковой, Нижний Новгород, 1890-е годы

Максим Дмитриев создал целую галерею портретов Максима Горького, Екатерины Пешковой и их детей. Часть этих снимков хранится в фондах Русского музея фотографии. Горького и Дмитриева связывали многолетние дружеские отношения. Реализм писателя был близок и понятен фотографу-публицисту. Известный пролетарский писатель выступал против «перегибов» и насилия, особенно ярко выраженных в первые годы советской власти. Одну из таких попыток помочь нижегородскому фотографу Дмитриеву мы видим в письме Горького председателю Нижегородского губисполкома Николаю Пахомову. Но ход истории неумолим. В 1929 году все частные фотосалоны Нижнего Новгорода были закрыты или национализированы. Дмитриев устроился на должность фотографа и заведующего художественной частью в бывшую собственную фотографию.

«А. М. Горький и т. Сталин». Фото: Максим Пешков (сын Максима Горького), октябрь 1931 года. Журнал «Пролетарское фото», октябрь 1932 года

Фонды РМФ хранят фотографии, на которых жизнь Максима Горького неотделима от эпохи становления нового советского государства. В 1931 году Ленинградский завод ГОМЗ приступил к серийному производству первого фотоаппарата «Фотокор‑1», рассчитанного на стеклянные негативы 9 х 12 сантиметров. Но для репортажной съемки, отражающей размах социалистического строительства, требовался более компактный и скоростной аппарат. Большим событием в фотографическом мире стало появление немецкой пленочной камеры «Лейка». Многие фотографы сразу же стали работать этой камерой. Однако и в области использования техники происходили явные «перегибы», была объявлена кампания по борьбе с «лейкизмом». В 1934 году приступили к выпуску новой модели фотокамеры на заводе Харьковской детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского. Отсюда и название камеры — ФЭД. Модель ФЭД была аналогом «Лейки». Возглавлял коммуну известный педагог и писатель Антон Макаренко. 14‑летние подростки, бывшие беспризорники, выпускали первые в стране пленочные фотокамеры. Горький с большим уважением относился к Макаренко и интересовался судьбой детской трудовой коммуны.

Октябрьский номер журнала «Пролетарское фото» 1932 года был полностью посвящен 40‑летнему юбилею творческой деятельности Горького. На первом развороте — снимок «А. М. Горький и т. Сталин», выполненный Максимом Пешковым, сыном Максима Горького, в октябре 1931 года. К юбилею Союзфото выпустило большую серию фотоснимков «Из жизни и работы Алексея Максимовича до революции и после Октября».

Рисунок-проект «Фотолаборатория на самолете „Максим Горький“. Журнал «Советское фото», 1934 год, №2

Фотографы с большой теплотой и любовью относились к Максиму Горькому. На страницах журнала «Пролетарское фото» они обратились с призывом принять участие в сборе средств на постройку самолета-гиганта «Максим Горький». В феврале 1934 года в журнале «Советское фото» опубликован рисунок-проект фотомеханической лаборатории самолета «Максим Горький» с пояснениями: «Основная фотоаппаратура самолета-гиганта “Максим Горький” будет состоять из аппарата для аэрофотосъемки… В пользовании репортера самолета будет находиться “Лейка” со светосильной оптикой. Фотолаборатория поместится вместе с фотомеханическим отделением типографии — в отсеке правого крыла… Все приспособления строятся таким образом, чтобы работа в лаборатории (проявление, печатание, увеличение и пр.) могла происходить во время полета…»

Поделиться: