Журнал / АВГУСТ 2013

Аудиторы с мировым именем

KPMG (КПМГ) – аудиторская компания, входящая в «большую четверку» крупнейших в мире аудиторских фирм. Название образовано из первых букв фамилий основателей – Пита Клинфельда (Klynveld), Сэра Уильяма Барклая Пита (Peat), Джеймса Марвика (Marwick) и Райнхарда Герделера (Goerdeler).

КПМГ — международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Представительства КПМГ работают в 156 странах мира, и численность сотрудников компании составляет свыше 152 тысяч человек. В России она работает c 1990 года и является не только одной из лидирующих международных компаний в сфере профессиональных услуг, но и одним из наиболее перспективных работодателей как для молодых специалистов, так и для специалистов с опытом работы. Представительство в Нижнем Новгороде было открыто в мае 1998 года. О компании, о коллективе и о работе в целом рассказывает партнер департамента аудиторских услуг КПМГ в России, руководитель Приволжского регионального центра КПМГ Андрей Гричук.

Рабочая встреча с сотрудниками компании

Андрей Петрович, расскажите о становлении компании КПМГ в Нижнем Новгороде. С чего все начиналось?

С 1998 года мы являемся единственными представителями так называемой «большой четверки» крупнейших в мире аудиторско-консалтинговых компаний в нижегородском регионе. На тот момент в компании работали всего шесть человек. В 2005 году руководством было принято стратегическое решение о расширении бизнеса и создании Приволжского регионального центра КПМГ. В Нижнем Новгороде начал функционировать департамент аудиторских услуг. Мы всегда старались и стараемся делать все, чтобы нашим клиентам было комфортно работать с нами, и по этой причине в 2012 году в Нижнем Новгороде был открыт налогово-правовой департамент. В будущем предполагается дальнейшее расширение. Открытие департамента консультационных услуг в Нижнем Новгороде пока не планируется в силу определенной специфики данного направления, но я лично активно продвигаю данные услуги, так как вижу много возможностей для их развития в нашем регионе.

Ваша компания оказывает аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Какие сегодня наиболее востребованы?

Востребованы все виды. Аудит, являющийся услугой с конкретным циклом и результатом, больше понятен клиентам и традиционен для российского рынка. С консалтингом все несколько сложнее, поскольку компании могут не осознавать, что, во-первых, у них есть потребность в определенных услугах и, во-вторых, что уже существуют эффективные способы и наработки для решения их проблем. Мы стараемся делиться с профессиональным сообществом тем опытом, который  существует как внутри российской, так и внутри глобальной практик КПМГ.

Назовите самых крупных клиентов КПМГ в городе и области.

КПМГ в Нижнем Новгороде и ПФО предоставляет аудиторские услуги крупнейшим предприятиям в сфере металлургии, автомобилестроения и машиностроения, нефтехимической промышленности, энергетики и финансов. Мы гордимся всеми нашими клиентами, среди которых есть и лидеры своей отрасли, и представители среднего бизнеса, развитие которого, по моему мнению, является одной из ключевых задач российской экономики. Согласно внутренней политике компании, мы не публикуем названия клиентов в прессе, но  для журнала «Столица Нижний» я могу озвучить названия нескольких компаний, которые сами публично раскрывают информацию об аудиторе в своей отчетности. Это Горьковский автомобильный завод, Объединенная металлургическая компания, Борский стекольный завод и ряд других.

Почему такое внимание уделяется рейтингам? Неужели сегодня они так необходимы? Согласитесь ли вы, что часто рейтингами можно и навредить?

Безусловно, видеть своих коллег и партнеров в списках лучших специалистов отрасли почетно и приятно. Для меня главное в рейтинге – это его объективность, которая достигается за счет широты охвата участников. Зачастую, несмотря на эффективность механизмов оценки, некоторые  авторитетные представители не попадают в рейтинг в силу  уважительных причин. Можно сказать, что присутствие человека в рейтинге положительно характеризует его как профессионала, однако нельзя утверждать, что его отсутствие в нем свидетельствует об обратном. Ранжирование по местам, на мой взгляд, также достаточно условно.

Клиентская зона  

На ваш взгляд, в целом становится ли бизнес в России более «европеизированным»?

За последние 20 лет Россия изменилась и в политическом, и в экономическом, и в социальном аспектах. Мы стали свидетелями масштабной трансформации, в результате которой страна перешла от плановой экономики к рыночной. Для нас как для международных аудиторов и консультантов важнейшим результатом этой трансформации стало включение России в глобальные экономические процессы. В ситуации же, когда конкуренция ограничена локальными игроками, когда нет потребности во взаимодействии с иностранными субъектами на международном финансовом языке, наши услуги не востребованы. Безусловно, у российского бизнеса есть своя специфика, как и у любого национального бизнеса. Например, иностранные инвесторы отмечают, что личные отношения значат в российской практике значительно больше, чем в европейской или североамериканской.

Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность нашего региона?

В июле 2013 года КПМГ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) представила на выставке «Иннопром» исследование инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов. По итогам этого исследования Нижегородская область впервые вошла в десятку регионов, наиболее успешно выстроивших свою стратегию взаимодействия с инвесторами. Большой приток прямых иностранных инвестиций, которого удалось достичь Нижегородской области  будучи несырьевым регионом, безусловно, является следствием значительных усилий, которые предпринимаются  местными властями для улучшения инвестиционного климата. Уверен, что работа в этом направлении будет продолжена, и мы готовы предложить свой лучший опыт для разработки инвестиционной стратегии региона.

Работа КПМГ как аудитора FIFA в свете предстоящего ЧМ по футболу – большой плюс для города?

Я с раннего детства являюсь фанатом футбола и сейчас счастлив, потому что мои личные интересы совпадают в этой области с моими профессиональными интересами. Наш цюрихский офис является аудитором FIFA, а я отвечаю за аудит Оргкомитета «Россия-2018». Это большая честь и ответственность для меня. При правильном подходе к вопросу я вижу возможность принести реальную пользу для нашего региона. Во-первых, мы знаем о рисках, которые ожидают города, принимающие чемпионат мира, и знаем, как их избежать. Во-вторых, присутствие представителя КПМГ в ходе инспекционных визитов FIFA в Нижний Новгород может рассматриваться как несомненное конкурентное преимущество Нижнего Новгорода. При этом, безусловно, городу предстоит много работы по развитию социальной, спортивной и транспортной инфраструктуры, в которую мы как консультанты также могли бы внести свой вклад.

Сотрудники компании за работой

Не так давно отзвенели последние звонки в школах города. Куда сегодня спешат выпускники – в вузы или сразу же работать? Каковы последние тенденции?

И то и другое. Современные школьники – в своем большинстве очень прогрессивные люди. Им интересна долгосрочная перспектива и понимание их значимости не только для будущего работодателя, но и для общества и страны в целом. Получение образования в вузе означает для них не просто получение корочек, но и получение новых возможностей для самореализации. Большинство студентов начинают подрабатывать уже с третьего, а то и второго курса. На момент окончания вуза это уже зачастую сотрудники, успешно работающие полный рабочий день.

Каким, на ваш взгляд, должен быть успешный руководитель? Его основные черты?

Коллектив, которым я руковожу, достаточно молодой. Средний возраст сотрудников — 25–28 лет. Я полностью разделяю одну из ключевых ценностей нашей компании We lead by example. По-другому в наше время просто нельзя. Руководитель должен быть для своих коллег (не подчиненных!) настоящим лидером, примером, наставником. У нас нет станков, производства, и мы понимаем, что наш потенциал развития в наших сотрудниках. Кроме этого, успешный руководитель должен быть уверен в себе и в том, что он делает. Только в этом случае он будет вызывать доверие со стороны своей команды, а это дорогого стоит, поскольку я считаю доверие основой эффективных коммуникаций и продуктивных рабочих отношений.

 

Беседовала Светлана Вахранёва

Фото: Роман Бородин

Поделиться: