16+
Журнал / АВГУСТ 2013

Большая перемена Новости социальной сферы

Для воспитанников образовательных учреждений летние месяцы – самая большая перемена. Перемена между занятиями и перемена в жизни. Осенью они станут чуть взрослее, самостоятельнее. Для самих образовательных учреждений лето – это время интенсивной работы. Ремонт коммуникаций, приобретение нового оборудования, развитие информационной среды – обо всем этом и многом другом нам рассказала директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода Ирина Тарасова.

Ирина Борисовна, как проходит подготовка образовательных учреждений к новому учебному году в летний период?

Да, традиционно летние месяцы для образовательных учреждений — это во всех смыслах горячая пора. Образовательный процесс завершен, у детей летние каникулы, а руководство занято подведением итогов прошедшего учебного года и подготовкой к следующему. На сегодняшний день система образования Нижнего Новгорода представлена 537 образовательными учреждениями, из которых 166 — это общеобразовательные школы, 17 — школы-интернаты, 326 — детские сады и 28 — учреждения дополнительного образования. Все мероприятия, нацеленные на успешную подготовку ОУ к новому году, уже проведены: разработаны перспективные планы подготовки каждого учреждения к новому учебному году; запланированы ремонтные работы, выполняются предписания надзорных органов; созданы межведомственные комиссии по «приемке» образовательных учреждений к новому учебному году.

Члены комиссии проверяют степень подготовки одной из школ Нижнего Новгорода  к новому учебному году

Подготовка — плановый процесс, или в этом году есть принципиальные отличия в самой процедуре «приема» образовательных учреждений?

Поскольку в стране был осуществлен переход на новые Федеральные образовательные стандарты начальной школы, при «приеме» учреждений среднего образования большое внимание со стороны нашего департамента уделяется созданию комфортных условий именно этого уровня учащихся. Летом учреждения образования Нижнего Новгорода продолжают приобретать оборудование для начальных классов: удобные нетбуки для первоклашек, оборудование для лабораторий, где дети будут обучаться с использованием новых технологий. Последнее актуально и для учащихся средних классов, поскольку переход на новые образовательные стандарты касается и их. Особое внимание мы обращаем на создание условий безопасности и правильного физического развития детей. В частности, в этом году на обновление оборудования столовых направляются средства в размере 18 миллионов рублей.

В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация системы общего образования на период 2011–2015 годов» большое внимание уделяется развитию информационной среды образовательных учреждений. На это приоритетное направление из федерального и областного бюджетов в 2013 году выделено порядка 255 миллионов рублей.

Как обстоит ситуация с текущим и капитальным ремонтом образовательных учреждений?

В общей сложности ремонтные работы проводились в 433 образовательных учреждениях города. Еще предстоит провести: ремонт кровли 35 зданий ОУ; ремонт системы отопления в 116 ОУ; ремонт системы ХВС в 82, ремонт системы канализации в 32 и ремонт санузлов в 64 ОУ; ремонт электропроводки в 97 ОУ.

Кроме этого, на целевые средства в сумме 18 миллионов рублей ведется вторая очередь капитального ремонта здания школы № 47 Советского района.

По состоянию на 01.07.2013 года, в результате проведенных мероприятий 69 образовательных учреждений города подготовлены и досрочно приняты межведомственными комиссиями к новому 2013/2014 учебному году. К концу августа все образовательные учреждения будут готовы и, надеемся, приняты комиссиями.

Школы и детские сады — с какими учреждениями возникает больше вопросов в процессе «приема»?

Невозможно выделить что-то особо. Департамент образования, сформированные комиссии уделяют пристальное внимание всем учреждениям. Конечно, наиболее острая ситуация у нас складывается с дошкольными образовательными учреждениями. Действующая в настоящее время сеть детских садов, а их у нас в городе 326, не удовлетворяет потребности населения в услугах дошкольного образования. На страницах вашего журнала вы уже затрагивали эту тему.

Городские власти решают эту проблему, увеличивая число форм и способов получения дошкольного образования. Основными мероприятиями в этом направлении становятся строительство новых детских садов, капитальный ремонт существующих, а также выделение помещений для размещения дошкольных групп на базе общеобразовательных школ. В общей сложности в 2013 году планируется открыть 2640 новых дошкольных мест. Количество выпускников дошкольных учреждений в этом году составило 10 313 детей, план приема на 2013/2014 учебный год — 10 607 ребятишек.

Компьютерное оборудование для занятий в начальных классах

Что ждет наших первоклассников в новом учебном году?

Как известно, еще в 2011/2012 учебном году в первых классах всех школ были введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы (ФГОС). Таким образом, в 2013/2014 учебном году уже третье поколение первоклассников будет учиться по-новому.

Главное направление новых стандартов — усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться, то есть не просто получать готовые знания, а уметь их находить самостоятельно, наращивать их, применять в жизни.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами меняется система требований к результату образования, к системе оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания будет уделено «Портфолио». Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена во многих школах города: большинство учеников с первого класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием. Портфолио — это некий комплексный «портрет» учащегося, который будет состоять из оценки знаний и результатов внеучебной деятельности (грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях). Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования и т. д.

Портфолио не отменяет оценку по пятибалльной шкале. Эта традиционная система апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла. А первоклассники и не получают отметок. В этом возрасте важно отмечать старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.

В будущем учебном году вводится еще одно новшество. Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, и постановлению правительства Нижегородской области от 21 мая 2013 года № 314 каждая образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к одежде своих воспитанников. Повседневная одежда и общий вид наших будущих первоклассников будут и должны соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Так что можно сказать, что лето для нас наполнено большой и сложной работой. Ни одна «приемка» образовательных учреждений не похожа на другую — каждый год добавляет в ее процедуру что-то новое. Лето — самая большая перемена для всей системы образования.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Ромн Бородин, предоставлены пресс-службой администрации Нижнего Новгорода

Новости социальной сферы

Поделиться: