Журнал / АВГУСТ 2015

Живая легенда

В одном из самых загадочных мест России — на озере Светлояр сходятся пути многих культур и вероисповеданий. Сюда приезжают послушать легенды и набраться сил у этого неисчерпаемого природного источника. Есть в году день, в котором пересекаются православные и языческие ритуалы: празднование Владимирской иконы Божьей Матери и ночи на Ивана Купалу. 6 июля — особая дата в жизни природного парка «Воскресенское Поветлужье», когда на берегах его главной жемчужины проходит фестиваль «Град Китеж — душа России», объединяющий все традиции.

Светлояр всегда был местом притяжения для людей. К его зеркальной чаше стекались паломники со всей страны вне зависимости от национальности и вероисповедания. Так было и 6 июля, в праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Правда, если еще лет 100 назад, памятуя о традиции, наши предки шли на Светлояр исключительно пешком, преодолевая сложное испытание перед встречей со святым местом, то сейчас на главной улице села Владимирского теснились туристические автобусы, а на парковке перед церковью и непосредственно перед озером не так-то просто было найти свободное место. О том, что в селе большой праздник, мы поняли еще в Семенове, куда приехали на электричке в надежде пересесть на автобус до Воскресенского. Надежды оправдались, хотя в автобусе едва хватило места для всех желающих, причем подавляющее большинство пассажиров ехали именно до Владимирского. «Ну как же, сегодня великий праздник — Владимирская. Хотим поехать помолиться на святое место», — объяснила одна из женщин, которой посчастливилось занять сидячее место.

Крестный ход с Владимирской иконой Божьей Матери

Праздник для всех православных и правда большой — день Владимирской иконы Божьей Матери. Само село, расположившееся недалеко от Светлояра, долгое время было известно как Люнда — по названию местной речушки. Однако с появлением храма в честь святыни и списка самой иконы, село обрело новое имя. К этому православному празднику восемь лет назад был приурочен светский фестиваль «Град Китеж — душа России», чествующий историю поселения и знаменитого озера. Правда, религиозные традиции 6 июля тесно переплетаются с языческими ритуалами дня Ивана Купалы. Поэтому кто-то приезжает во Владимирское провести время за молитвой, а кто-то, вспоминая заветы предков-славян, окунается в воды Светлояра, что для православного верующего — большой грех. Иными словами, святой праздник порой сложно отличить от туристического слета, да и многие из приехавших старались не разделять для себя два понятия и принимали участие в крестном ходе, а затем возвращались в палатки или проводили время на ярмарке мастеров.

Китежские музеи

Выйдя из автобуса на повороте в село, мы прошли развалины храма в честь святителя Николая Чудотворца. Преодолев еще несколько сотен метров, вышли к центру села, где расположены администрация и один из главных символов села — деревянная Владимирская церковь, сохранившая свой облик еще с 1766 года. Ранним утром в ее стенах проходила служба, и многие из приехавших, купив на входе свечи, спешили на нее попасть. Другие, не задерживаясь, шли сразу к озеру или отправлялись в местные музеи. Спросив дорогу у местных жителей, мы свернули с главной улицы, пересекли мостик через небольшую реку Теплуха и оказались на большой огороженной поляне, где под сенью деревьев прятались историко-краеведческий музей «Китеж» и музей керамики «Град Светлый».

Начинать знакомство со Светлояром и историей этих территорий, пожалуй, лучше именно с постоянных экспозиций данных музеев. «Китеж» был официально открыт в 2002 году, а до этого пять лет существовал при одноименном детском центре. Музей создавался усилиями местных жителей во главе с Алексеем Грозой, нынешним директором природного парка «Воскресенское Поветлужье». Совместно с мастерами и руководителями творческих студий он по крупицам собирал экспонаты, приоткрывающие завесу тайны легендарного озера. Главный зал посвящен Светлояру и граду Китежу в творчестве художников, музыкантов, поэтов, среди которых Васнецов, Рерих, Глазунов, Короленко, Пришвин, Горький, Мельников-Печерский, Римский-Корсаков и другие. Здесь также представлены результаты научных исследований этого природного памятника. Два других зала посвящены истории культуры и быта местных крестьян и ремесленников.

Историко-художественный музей «Китеж»

Другая гордость Владимирского — музей керамики «Град Светлый», появившийся благодаря руководителю творческой студии Людмиле Жебель и ее сыну Мартину. Сама Людмила родом из Дзержинска, затем долгое время жила в Латвии, пока, наконец, ее не позвало святое озеро. Талантливая мастерица преподавала флористику и вышивку, но наиболее полно ее талант раскрывается в искусстве керамики. Всем гостям музея она не только показывает экспонаты, выполненные в народных традициях и современных техниках обжига, но и рассказывает о славянских легендах, воплотившихся в работах, а также об удивительных свойствах воды и волшебстве кристаллической глазури. Мартин — замечательный гончар, победитель многих областных конкурсов, с удовольствием делится секретами своего ремесла и учит работать на гончарном круге. 

Всевидящее око

После посещения музеев пришло время отправиться на озеро и своими глазами увидеть нижегородскую Атлантиду. Пройдя через березовую рощу, где в честь фестиваля открылась ярмарка нижегородских ремесленников «Город мастеров», мы вышли к большой озерной чаше. Легенду о Светлояре и граде Китеже знают в наших краях, пожалуй, все – от мала до велика. В XIII веке, когда войска хана Батыя подошли к Китежу, город со всеми постройками исчез под водами озера. «Скрылся он чудесно Божьим повелением. А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжьи. И слышится по ночам звон китежских колоколов», — писал Павел Мельников-Печерский. Местные больше верят другой версии про подземный град. В ней говорится, что земля не выдержала поругания басурманами православного города и укрыла китежские храмы и монастыри. Каждый из семи холмов, окаймляющих озеро, имеет свое название: Благовещенский, Успенский, Рождественский, Крестовоздвиженский и так далее. Холм Успения всегда был обителью старообрядцев, поскольку существуют предания, в которых говорится, что там находятся врата в подземный град Китеж. Якобы были очевидцы, которые видели, как с Владимирской ярмарки въезжали обозы с хлебом и свечами и здесь исчезали. Местные бабушки никогда не скажут: «Пойдем молиться на Светлояр», — они молятся на святые горы. Даже дорога, идущая из соседних деревень, до сих пор называется Горной.

Фрагмент экспозиции музея керамики «Град светлый»

По традиции, верующие сначала посещали малую чашу – это святой источник в двух с половиной километрах под названием Кибелёк. Там совершали молитвы, освещали себя телесно и духовно, чтобы постараться смыть с себя грехи и шли на большую чашу молить о чуде, просить помощи у китежских старцев и Царицы Небесной. Светлояр оползали по солнышку нечетное число раз, молча и с молитвой. Сегодня верующие предпочитают обходить озеро пешком по специальным мосткам, но есть и те, особенно из старшего поколения, которые по-прежнему совершают обряд на коленях.

Точных доказательств, подтверждающих существование града Китежа, нет. Светлояр надежно хранит свои тайны. Однако интерес к этому объекту у ученых и историков не пропадает до сих пор. Озеро идеально овальной формы является единственным памятником природы федерального значения в нашем регионе и самым глубоким, насчитывающим 35,6 метра в районе впадины. Светлоярская вода когда-то считалась уникальной. В старых источниках говорится, что она стоит более десяти лет и не портится. Сейчас о чистоте воды не возьмется сказать никто, потому что, начиная с 60-х годов ХХ века, в озере начали купаться люди, а вокруг святого места начала формироваться рекреационная зона.

В грунте не раз находили черепки и щепки, возраст которых, по оценкам специалистов, 800–850 лет, что отчасти поддерживает теорию о существовании поселения. Единой версии о происхождении озера также не существует. Высказывались предположения и о метеорите, и о ледниковой впадине, и о карстовом провале, правда, удалось установить возраст глубоководной впадины — около девяти тысяч лет.

Именно эти тайны и притягивают сюда верующих самого различного толка. Каждый из них выбирает свое место силы на берегах Светлояра, но практически все обязательно подходят к двум гранитным камням на Благовещенском холме рядом с Казанским храмом. На них ранее стояла предыдущая церковь, а в одном находится так называемая «стопочка» Богородицы. К валунам прикладываются коленями и ладонями и просят о самом сокровенном. 

Оптический театр 

Главной интригой последних лет остается открытие нового культурного центра в селе Владимирском. И хотя официальная церемония была назначена на 10 августа, 6 июля в честь фестиваля «Град Китеж — душа России» новый объект, напоминающий белокаменные царские палаты, открыл свои двери для посетителей. В музейно-туристическом комплексе «Град Китеж» соединились функции театра, кинотеатра и культурного центра. Необходимая аппаратура и пять экранов позволяют делать показы в формате 2D, 3D и 5D, а также создавать светооптические эффекты. Во время фестиваля на сцене прошел концерт камерного симфонического оркестра Чувашии, а наверху, в конференц-зале, открылся круглый стол, посвященный деревянной архитектуре, а также опыту создания государственных заказников, ведь во Владимирском уже готовят проект собственного.

Новый музейно-туристический комплекс «Град Китеж»

Новый музейно-туристический центр поддержал и известный нижегородский художник Алексей Мясников. Его выставка, включающая пейзажи северной Нижегородчины, в том числе и села Владимирского, расположилась в залах «Китежа». К официальному открытию мастер пообещал организовать совместную экспозицию работ китайских и нижегородских художников. В этом году Алексей посетил китайский город-побратим Нижнего Новгорода Цзинань, где с успехом прошла его выставка. Он пригласил нескольких мастеров на пленэр в «Усадьбу художников» — творческую дачу, которая находится в 30 километрах от Воскресенского. Итоги этой работы и будут представлены в августе в «Китеже».

Вечером, когда Светлояр погрузился во тьму и отгремела музыкально-театрализованная программа, люди обходили озеро с зажженными свечами. Некоторые в честь Ивана Купалы рискнули окунуться, несмотря на нежаркую июльскую погоду. Многие прикрепляли огарки свечей к дощечкам и пускали их на гладь озера, как когда-то делали их предки после богослужения. Они верили, что китежские старцы видят огоньки и радуются, что их традиции не забыты и Россия живет.

Текст: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин, Михаил Солунин.

Богослужение у Казанской церкви

 

Владимирская церковь

 

Вечером гости праздника обходят Светлояр со свечами​

 

\По традиции Светлояр нужно обойти вокруг нечетное количество раз по часовой стрелке

 

Воссозданный интерьер горницы в историко-художественном музее «Китеж»​

 

Ночь на Светлояре​

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru