16+
Журнал / АВГУСТ 2016

Право выбора

Прохладным летним вечером 6 июля на площади Маркина состоялась презентация эскиз-идей реконструкции участка Нижневолжской набережной, который печально прославился как «синий забор». Известные нижегородские архитекторы, руководители творческих мастерских, представили для обсуждения разработанные концепции. Это была ситуация открытого разговора – о наболевшем, о планах, о городе. Параллельно горожане могли высказать свои предпочтения и выбрать лучший с их точки зрения вариант. В результате определилась тройка наиболее приглянувшихся нижегородцам идей обновления набережной. В нее вошли предложения творческих коллективов под руководством Станислава Горшунова, Сергея Туманина и Зои Рюриковой.

Кажется, совсем недавно руководство Нижнего Новгорода проводило выездное совещание на воде, после которого нижегородским архитекторам было предложено подготовить эскиз-идеи перспективного развития Нижневолжской набережной на участке от Канавинского моста до Казарменного переулка. 21 июня в здании речного вокзала состоялась презентация 14 концепций, из которых профессиональное сообщество выбрало предложения Максима Горева (ООО Фирма «СС Проект»), Станислава Горшунова (ТМА Горшунова С. В.), Зои Рюриковой (Проектное бюро «ДА»), Александра Сапунцова (ООО НПО «Архстрой»), Сергея Тимофеева (ПТМА Тимофеева С. А.) и Сергея Туманина (ООО «ТМА Туманина С. Л.»). Эти шесть идей было решено вынести на обсуждение широкой общественности: они были представлены на сайте администрации города и ряде электронных информационных площадок; специальный стенд и импровизированная урна для голосования были установлены на площади Маркина. Наконец, состоялась и живая презентация.

6 июля уже вошло в новейшую историю Нижнего Новгорода как день открытого диалога городского руководства, профессионального сообщества, социально активного населения и тех горожан, которые случайно попали в тот вечер на площадь Маркина. Летний кинотеатр на Рождественской на какое-то времяя превратился в лекторий, в зал презентаций. Александр Сериков, руководитель проекта «Рождественская сторона», предваряя выступления архитекторов, отметил: «Вот он, совершенно недалеко от нас, этот синий забор, о котором давно в нашем городе говорят, переживают. А теперь пришло время строить планы на будущее, и городские власти — глава города и глава администрации — на мой взгляд, поступили очень мудро, отведя время, для того чтобы можно было пообсуждать разные точки зрения и мнения». Итоги интернет-голосования и голосования, проведенного в день презентации на площади Маркина, несколько разнились, но в результате из шести концептуальных предложений были выделены три. Комментируя итоги голосования, глава города Иван Карнилин отметил, что «лучшие идеи этих концепций войдут в итоговый проект благоустройства, который осенью будет разрабатываться администрацией города». А 25 июля глава администрации города Сергей Белов вручил благодарности всем руководителям и представителям архитектурных мастерских, которые подготовили свои предложения. Следующий этап — проведение экспертизы состояния набережной. Результаты исследования и лягут в основу технического задания на проектирование. Далее согласно Закону № 44‑ФЗ городская администрация объявит конкурс на разработку проектного решения реконструкции участка Нижневолжской набережной. Планируемое время начала работ на самой площадке — весна–лето 2017 года.

Видовая точка со смотровой площадки на пересечении Нижневолжской набережной и улицы Широкой

В пояснительной записке к эскиз-идее архитектурной концепции благоустройства Нижневолжской набережной на участке от Канавинского моста до Казарменного переулка коллектив «ТМА Горшунова С. В.» отмечает, что благоустройство участка за «синим забором» может вестись в рамках тенденции активного развития парковой культурной жизни. Сегодня парки, которые перестают быть только прогулочными зонами, местами тихого отдыха, наполняются различными видами активности, приобретают новые общественные функции, что делает их востребованными большим числом горожан разных возрастов и интересов, а значит, инвестиционно привлекательными. Нижневолжская набережная имеет все условия для того, чтобы стать не просто прогулочной зоной, а современным городским парком, точкой общественного притяжения.

По словам Станислава Горшунова, для него и его коллег было принципиальным стилистическое и функциональное разделение пространства Нижневолжской набережной на данном участке на два уровня — верхний и нижний. Верхний, идущий вдоль проезжей части и фасадов зданий, — это историческая часть. Ее задача — максимально сохранить контекст существующей застройки, а также уже имеющегося благоустроенного участка набережной. Основная функция верхнего уровня — прогулочная. Здесь предполагаются променад и одно-и двухсторонние велосипедные дорожки, закрытые от проезжей части зелеными насаждениями. Нижний уровень является принципиально иным, современным и новым, он контрастирует с исторической частью, но в то же время как бы вытекает из нее, представляя собой новый пласт урбанистической культуры, новую форму освоения человеком городского пространства. Нижний уровень имеет большой процент ландшафтного озеленения в виде холмов и композиций из луговых растений, что отсылает к склонам высокого берега Оки и Волги. Именно эта часть набережной, по замыслу разработчиков концепции, должна стать «зоной общественной активности с удобными функциональными площадками для проведения мероприятий, фестивалей, занятия спортом, семейного отдыха с детьми» и многого другого.

«Мы рассчитываем на все возрастные группы, — рассказал “Столице Нижний” Станислав Горшунов. — Первый участок от Похвалинского съезда до речного вокзала больше рассчитан на возрастную аудиторию — это достаточно спокойная, прогулочная территория. Участок между речным вокзалом и Канавинским мостом — для молодых. Здесь больше активности, динамики, драйва». На нижнем уровне будут располагаться выделенные маршруты для велосипедистов и роллеров, а всевозможные пешеходные дорожки приведут к различным функциональным зонам. Это и лужайки для пикника, и центр уличного искусства, и спортивно-оздоровительная зона, и аллеи, и кинотеатр под открытым небом, и бьющие из-под земли фонтаны, незаменимые в знойный день.

«Все эти предложения по развитию набережной — просто мысли на бумаге, то, что архитектор видит на данном участке, — подчеркнул Станистав Горшунов. — Все детали еще предстоит разработать в дальнейшем, наложить на общепринятые в мире приемы оформления набережных нашу, нижегородскую, специфику».

Вид на центральную часть Нижневолжской набережной

По словам Сергея Туманина, работая над эскиз-идеей архитектурной концепции комплексного благоустройства Нижневолжской набережной на участке от Канавинского моста до Казарменного переулка, его творческая группа учитывала философию набережной, саму суть этого места. Во‑первых, берег реки — это стартовая точка всего Нижнего Новгорода: «Сюда, на этот берег, приплыл Юрий Всеволодович и повелел здесь построить город, на это место высаживались все последующие правители России, посещавшие Нижний Новгород. Это исторически сильное место. И все горожане — и мал и стар — это чувствует и не могут к этому равнодушно относиться». Во‑вторых, городская набережная живет по своим законам, которые нужно соблюдать. «У нас здесь две стихии сходятся — это вода и город. Не просто земля, а город — со своей историей, у которого есть прекрасные виды со стороны Волги, и набережная является неким буфером между водой и городом, — подчеркнул архитектор. — В ней, при всей ее инфраструктрурности, должна быть одна главная затея: с нее должно быть видно и воду, и город». Именно поэтому торговый центр, который планировал построить на этом месте инвестор — ООО «Трейд-Парк», по мнению Сергея Туманина, полностью менял смысл этого места, визуальное восприятие и города, и воды.

Отталкиваясь от этих посылов, коллектив «ТМА Туманина С. Л.» разработал предложения, в которых городу возвращается его речное «лицо», но обновленное и благоустроенное в соответствии с современными тенденциями. За основу взяты три основные высотные отметки данной территории: верхняя — на уровне существующей Нижневолжской набережной, средняя — на уровне основного променада вдоль причальной стенки и нижняя, которая соответствует существующей напротив выезда с Кожевенного переулка. Предлагаемый вариант благоустройства набережной имеет, по замыслу авторов, четкое линейное зонирование вдоль берега. На верхней линии проходит велодорожка, отделенная от тротуара экопарковкой; средняя линия становится зонной активного отдыха, игр и экстрима — здесь же располагаются два плоскостных фонтана, которые привлекут внимание всех возрастных групп; линия вдоль причальной стенки представляет собой широкий пешеходный променад.

Концепция основана на том, что весь участок набережной максимально предназначен для всех социальных и возрастных групп, и в то же время зонирование позволило грамотно разделить места активного и пассивного отдыха людей. Здесь комфорт и безопасность выходят на первый план. Кроме того, авторы идеи приспосабливают под кафе уже частично возведенные конструктивные элементы с двух сторон речного вокзала, визуально облегчая их за счет максимальной прозрачности. Кафе на набережной — необходимые объекты инфраструктуры, они востребованы и пассажирами теплоходов, и горожанами, готовыми провести весь день на благоустроенной набережной. Здесь же должны располагаться и туалеты, и прокат велосипедов, и информационные стойки, которых так не хватает в городе. Ближе к Канавинскому мосту предполагается обустройство амфитеатра, а также стационарной марины для маломерных судов.

Общий вид на участок Нижневолжской набережной напротив здания архитектора Ф. Шехтеля

Для проектного бюро «ДА» Зои Рюриковой отправной точкой разработки архитектурной концепции комплексного благоустройства участка Нижневолжской набережной стало величественное неоготическое здание архитектора Федора Шехтеля, построенное для Сергея Рукавишникова более 100 лет назад. « Мы вышли на место, внимательно посмотрели еще раз, огляделись как архитекторы и дали свое видение каждого участка, — рассказала Зоя Рюрикова. — Нам показалось, что на участке от речного вокзала до новой набережной главным является именно это здание. Это бренд всей набережной, лучшее, что там есть. И рука пошла за его линиями. В этой части набережной все задано зданием — оно солнышко, а спуски и террасы — лучики». Именно эту часть набережной коллектив бюро «ДА» предлагает оформить в виде лестницы, которая усиливает выразительность набережной с реки для проплывающих и пристающих теплоходов.

Концепция благоустройства также предполагает сохранение раннее возведенных конструкций с двух сторон речного вокзала и их использование в качестве кафе, сувенирных лавок, летних билетных касс, смотровых площадок. Примечательно, что их высота нивелируется за счет уровня самой набережной, которая словно накрывает эти конструкции, сливается с ними.

Между зданием речного вокзала и Канавинским мостом предлагается размещение зоны активного отдыха, а рядом — бассейна на открытой воде, который сам по себе заслуживает пристального внимания как самостоятельный архитектурный объект. Ближе к мосту предлагается деревянная набережная с концертной площадкой и спусками к воде. По словам Зои Рюриковой, дерево — более дружелюбный материал, чем камень, по нему приятно ходить, на нем приятно сидеть, он активно используется в Европе для оформления набережных и прибрежных кафе.

Архитектор отмечает, что вопрос озеленения набережных достаточно сложный, поскольку нельзя до конца быть уверенным в том, какие деревья и кустарники приживутся, тем более когда речь идет о наклонных плоскостях. Именно поэтому авторы идеи видят озеленение участка этого набережной как продолжение склонов Дятловых гор с присущими им низкорослыми кустарниками, большим выбором трав, многолетников, злаков.

В целом же данная концепция, достаточно аскетичная и лишенная деталей, представляет набережную очень легкой, наполненной речным воздухом, который свободно перемещается по террасам и дорожкам, путается в высоких травах.

Что касается связи этого современного участка набережной с уже существующей реконструированной частью, то она, по словам архитектора, может проявляться в деталях, например в повторении фрагмента балюстрады.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Андрей Скворцов, Роман Бородин, Татьяна Февралева, предоставлены экспертами

Эскиз-идеи предоставлены управлением главного архитектора города.

Поделиться: