Журнал / АВГУСТ 2017

Быть культурным

Художественная школа дает азы будущей профессии, а также развивает вкус и обогащает восприятие мира

Эстетическое образование в самом широком смысле этого понятия играет важнейшую роль в жизни каждого человека и в жизни государства в целом.

Конец 20‑х годов ХХ века. Коммунистическая партия большевиков понимает, что население должно быть грамотным, и направляет всех в школы. Была выработана программа ликвидации безграмотности — ликбез — слово, которое употребляется до сих пор. С целью воспитания грамотной, развитой нации по всей стране создается сеть учебных заведений, включая вузы, в наиболее доступных для жителей местах, в том числе сеть образовательных учреждений образования эстетического направления — музыкальные и художественные школы. В каждом райцентре страны должна была быть музыкальная школа либо школа искусств. И они там были. Система сохранилась до сих пор. В каждом областном центре обязательно есть высшие учебные заведения — университет классического типа, а также специализированные институты, включая профильные вузы культуры. И, конечно, средне специальные учебные заведения, ведь государственная политика в сфере культуры и искусства направлена на сохранение трехуровневой системы музыкального образования: школа–училище–вуз.

Выпускники Нижегородского театрального училища покоряют сцены региональных и столичных театров, активно снимаются в кино

В Нижегородской области эта система сохранена и работает. Школы, училища и колледжи эстетического направления, а также гордость нашего региона — консерватория составляют единую сеть образовательных учреждений. В эпоху смены политических и социально-экономических формаций, в период перемен, глобального переустройства страны эта система была сохранена — возможно, даже на интуитивном уровне, для самосохранения, сбережения своей самобытности. В Нижегородской области не закрылось практически ни одно заведение. На сегодня у нас 122 школы искусств, которые делятся по видам. Из них 23 расположены в Нижнем Новгороде, остальные — в городах и районных центрах области. В них занимаются примерно 35 тысяч человек. В регионе действуют семь средних профессиональных образовательных учреждений — это Нижегородское музыкальное училище имени М. А. Балакирева, Дзержинский и Арзамасский музыкальные колледжи, Хоровой колледж имени Л. К. Сивухина, Нижегородский областной колледж культуры, расположенный на Бору, Нижегородское художественное училище и Нижегородское театральное училище имени Е. А. Евстигнеева. Всё это сильные, с хорошими традициями учебные заведения. Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки — это вершина музыкального образования не только в нашем регионе, она уверенно держит лидирующие позиции, входя в тройку лучших в стране после Московской и Санкт-Петербургской по уровню преподавательского состава и качества образования. Безусловно, в систему эстетического образования и воспитания входят и такие учреждения, как филармония, театры, предлагающие абонементы для детей и взрослых, а также самые разные культурно-досуговые центры, концертные залы.

Нижний Новгород — это консерваторский город с крепкими академическими традициями музыкального образования

И вся эта система работает очень слажено, поэтому наши концертные, музейные и театральные залы всегда полны людьми. А начинается все с азов. Задача самого первого звена — не воспитать выдающегося музыканта или художника, а воспитать умелого, знающего слушателя и зрителя, дать навык домашнего камерного музицирования или рисования, помочь овладеть азами театрального ремесла. Это база, необходимая всем и каждому основа, без которой сложно говорить о грамотной, всесторонне развитой, духовно и культурно богатой нации. Каждый человек, получивший образование в школе эстетической направленности, даже если это давалось ему с трудом, потом впоследствии благодарен. Даже если, оканчивая учебное заведение культуры, подросток и думает, что никогда в жизни не возьмет в руки музыкальный инструмент или кисти, то потом, когда он становится взрослым человеком, в 20–25 лет, он вдруг возвращается к этому, идет в концертные залы, в театры, в музеи. Он идет к искусству. Обратите внимание, сколько в музеях молодых людей — сейчас модно быть здоровым, эрудированным, умным, грамотным, культурно образованным. Эта тенденция не может не радовать.

У нас есть все возможности готовить талантливых актеров, живописцев и музыкантов и не менее талантливых зрителей и слушателей. Причем готовить их не только для нашего региона и областного центра, но и для всей страны.

Фото: Роман Бородин, из архива Нижегородского театрального училища имени Е. А. Евстигнеева.

Поделиться: