Журнал / АВГУСТ 2017

Евгений Тряпичников: «Не ставим спортсменов в угол за двойки, а стараемся заинтересовать учебой»

Давно известно, что воспитанники Нижегородского областного училища олимпийского резерва имени В. С. Тишина — это спортсмены со знаком качества. Практически все легенды нижегородского спорта учились именно здесь. Но УОР — это не только тренировки, соревнования и как результат — победы и медали. Училище — это еще и общеобразовательная школа, и техникум, где юные спортсмены сидят за учебниками, сдают экзамены, чтобы получить аттестат и диплом. А потому директор училища Евгений Тряпичников, весь тренерский и педагогический состав УОР работают над тем, чтобы их воспитанники становились не только успешными спортсменами, но и могли реализовать себя в любой сфере жизни, получив в УОР хорошее общее и среднее профессиональное образование.

Евгений Владимирович, о спортивных достижениях воспитанников Нижегородского областного училища олимпийского резерва все мы знаем, но как обстоят их дела с учебой?

За нас должны сказать цифры: например, в этом году у нас 11‑й класс окончил 21 спортсмен, из них четверо — с медалями «За особые успехи в учении». Думаю, по этому показателю мы будем даже впереди большинства средних школ Нижнего Новгорода. Хотя не станем скрывать, что для учащихся в УОР главное — это медали, завоеванные на спортивных соревнованиях.

Задача УОР — готовить олимпийский резерв, так что к нам на карандаш попадают те, кто находится в юношеских и юниорских сборных командах Нижегородской области, кандидаты в национальную команду. Само собой, речь о представителях олимпийских видов спорта. Если говорить о возрастном критерии, то мы можем забрать к себе учеников не младше седьмого класса. Правда, есть одно исключение: девочек, которые занимаются художественной гимнастикой, мы берем с шестого. По количеству учеников в классе есть определенные ограничения. Это нужно для того, чтобы при необходимости у наших педагогов была возможность заниматься с учениками индивидуально. Даже у самых маленьких спортсменов очень много выездных соревнований, поэтому они часто пропускают учебные занятия, и потом программу надо догонять.

В таких специфических условиях преподавателям приходится нелегко. Где вообще найти необходимые вам педагогические кадры?

У нас есть свой штат сильных учителей и преподавателей. В сравнении со средними школами подход к образовательной программе в УОР сильно отличается. Как бы страшно это ни прозвучало, для спортсмена учеба всегда будет на втором месте. У нас общеобразовательные предметы должны быть интегрированы в спортивный процесс. Проще говоря, учитель должен суметь объяснить лыжнику-трамплинисту, как работают законы физики в момент прыжка. Или преподнести анатомию с точки зрения того, как избежать травм и повреждений на тренировках. Наши преподаватели — настоящие виртуозы, уверен, что работать в общеобразовательной школе им было бы скучно.

Для воспитанниц УОР Марии Парфеновой и Екатерины Соловьевой пора летних каникул – время интенсивной подготовки к соревнованиям. Впереди у девушек – чемпионат России по академической гребле

Однако и среди учеников УОР есть неуспевающие. Какие меры применяются к спортсменам-двоечникам?

Есть один очень сильный педагогический инструмент. Если кто-то начинает балбесничать на уроках или на его дисциплину жалуются классные руководители, об этом немедленно сообщается тренеру. Дальше звучит ключевая фраза: «Не будешь ездить на соревнования, пока не исправишься». Для спортсмена, тем более ребенка, пропустить турнир — самое страшное наказание. Можно не сомневаться, что после этого спортсмен сделает все, чтобы подтянуть учебную дисциплину.

Все мы когда-то мечтали остаться в школе навсегда, но, увы, расставания не избежать. И самым актуальным становится вопрос, где продолжить образование. Что ждет ваших выпускников за порогом училища?

У наших выпускников, окончивших 11 классов, есть возможность сдать ЕГЭ и поступить в любой вуз, необязательно спортивного профиля. А те, кто оканчивает девять классов, могут продолжить обучение в УОР, получить среднее профессиональное образование по специальности «педагог по физической культуре и спорту». Обучение длится три года и 10 месяцев. Образование по этой специальности позволяет нашим воспитанникам работать тренерами в спортивных школах, инструкторами спортивных залов или учителями физкультуры в школе.

Кстати, в этом году совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина мы запускаем пилотный проект сетевого взаимодействия. Суть этого проекта в том, что студенты, получившие у нас среднее профессиональное образование, смогут продолжить обучение в педагогическом университете, на факультете физической культуры и спорта, по ускоренной программе обучения, рассчитанной на 2,5 года. Пилотная группа студентов уже набрана.

Беседовал Алексей Рокотов

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: