16+
Журнал / АВГУСТ 2017

Люди дела

«В сборочном цехе». Владилен Изволенский, 1956 год, г. Горький. Из фондов РМФ

Революционная буря не обошла стороной фотографический мир. В начале 1920‑х годов усиливается интерес к фотографии — ее признавали новым для пролетариата изобразительным искусством, более демократичным по сравнению с живописью и более доступным для народных масс. В это время создается огромное количество фотокружков. Советские фоторепортеры под влиянием журналов «Пролетарское фото» и «Советское фото» запечатлевали на своих фотографиях строительство нового светлого будущего: возведение индустриальных гигантов, прокатные и литейные цехи, сталеваров, сборщиков, строителей… Тема производства становится основной, достижения молодой советской республики отражались на страницах популярных журналов, активно распространяются почтовые открытки. Критикуя буржуазную открытку как забаву мещанина с «видиками» и «головками», советская власть сделала почтовую открытку ярким выразительным средством большевистской информации и пропаганды. В 1932 году «Союзфото» стал издавать серии «У них и у нас». Особенно любопытна открытка, сравнивающая предприятие Форда (Северная Америка) с только что пущенным Горьковским автозаводом — гигантом пятилетки (1932 год). На фотографиях 1930–1960‑х и даже 1970‑х годов мы видим выступления в цехах музыкантов, поэтов, писателей, художников… В обеденные перерывы в цехах читали газеты, обсуждали политические новости — молодые строители коммунизма должны быть грамотными. На страницах журналов «Пролетарское фото» и «Советское фото» в эти годы — «Рабочие в техникуме», «Рабочие в вечерней школе», «Подготовка инструментальщиков», «Обучение токарей», «Ударная сборка станков», «Будущие хозяева завода», «Утро рабочего», «Комсомольский субботник»… На снимках фотографов появился поэтический, романтизированный образ рабочего: «Металлург», «Сталевар», «Токарь»… Профессия рабочего воспевается.

«Ударная сборка станков». Максим Дмитриев, 1930 год, Нижний Новгород. Из фондов РМФ

Но не оставались без внимания и колхозы. На снимке Виктора Бородина мы видим, как колхозники знакомятся с фотовыставкой «За мир, за счастье народов!», расположенной на стоге сена. Производственная тематика нашла свое отражение даже в салонной съемке. На фотографии неизвестного автора — портрет молодой женщины в праздничном нарядном платье, в руках девушки серп и пучок соломы — атрибуты символики советского периода.

«Фотовыставка „За мир, за счастье народов» в колхозе“». Виктор Бородин, 1960-е гг., Горьковская область.  Из фондов РМФ

Самым ранним нижегородским репортажником был Нисон Капелюш (1910–1973). Еще в конце 1920‑х годов он работал фотокорреспондентом в газетах «Молодая рать», «Нижегородская коммуна», «Горьковская коммуна». Мастер советского фоторепортажа, он уже в 1937 году на первой Всесоюзной выставке фотоискусства в Москве получил диплом 2‑й степени «…за отличное и многообразное отображение жизни нашей счастливой Родины…». Сохранились его снимки: «Социалистическая деревня», «Первый советский “Форд”», «Строительство автозаводского гиганта», «Рекорды А. Х. Бусыгина», демонстрации и многочисленные портреты ударников пятилеток.

Изо дня в день Н. Капелюш, П. Вышкинд, П. Вознесенский, П. Мозжухин, Н. Добровольский, В. Изволенский, О. Ярчевский, Л. Шапиро, В. Бородин, И. Соборовер и другие мастера кропотливо создавали фотолетопись нашего города. Работы нижегородских репортеров можно было увидеть на страницах газет «Нижегородская коммуна», «Большевистская вахта», «Динамовец начеку», «Ленинская смена», «Горьковский рабочий», «Правда», «Театральная жизнь», «Огонек», «Комсомольская правда», «Советский спорт». И эта фотолетопись — история трудового города.

Поделиться: