Журнал / ДЕКАБРЬ 2013

Наша подземка

5 ноября 2012 года в Нижнем Новгороде состоялось официальное открытие станции метро «Горьковская», которая стала первой в нагорной части города (на правом берегу Оки). О том, кто сегодня ездит на метро, а также о перспективах развития нижегородской подземки нам рассказал директор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев.

Олег Анатольевич, в ноябре исполнился ровно год, как была пущена в эксплуатацию станция метр «Горьковская». Что изменилось с тех пор?

Изменилась не просто работа нижегородского метро, а жизнь всего населения Нижнего Новгорода и в особенности тех, кто пользуется городским общественным транспортом. И мы сейчас уже четко понимаем, что только благодаря метро с Автозавода, с заречной части города в центр можно добраться за 20 минут, и это чистое время в пути. Безусловно, изменилась и сама жизнь метро. Старожилы метрополитена отмечают, что с советских времен они не видели такого количества пассажиров. Меня как руководителя это не может не радовать. Ведь сегодня Нижний Новгород имеет такой вид транспорта, который не каждый российский город может себе позволить. Да, с пуском станции «Горьковская» многое изменилось. У нас даже пробег вагонов увеличился на 70%.

Станция метро «Горьковская» сегодня

Валерий Шанцев и вы стали первыми пассажирами новой станции. Тогда, 5 ноября 2012 года, пассажиропоток составил за сутки 105 тысяч человек, из них 23 тысячи — были те, кто отправился домой от новой станции «Горьковская». Планировалось, что пассажиропоток в метро увеличится в три раза. Каковы цифры сегодняшнего дня? Прогнозы оправдались?

Начну, пожалуй, с того дня, когда вообще мы запланировали строительство новой станции. Уже тогда шел разговор об увеличении потока в три-четыре раза. Напомню, что в середине 90‑х годов пассажиропоток был большой. И свою непосредственную лепту в это вносил Горьковский автозавод, ведь изначально первая ветка метро, «Автозаводская», строилась именно для ГАЗа. После открытия метрополитена в 1985 году пассажиропоток доходил до 200 тысяч человек в день, и это было в порядке вещей. Когда на заводе были трудные времена, а вы помните, что было такое время, поток наших пассажиров ослабел. А вот станция «Горьковская» постепенно стала возвращать пассажиров. Конечно, из-за огромного числа личного автотранспорта мы не получили того объема пассажиров, на который рассчитывали. Увеличить поток в 4 раза у нас не получилось, а вот в 2,5 — удалось, и такую картину мы наблюдаем каждый день. Конечно, здесь я беру в расчет осень, зиму и весну, а не летний период, когда многие уезжают из города. Средний поток в сутки — это 140–145 тысяч человек. Могу лишь добавить, что прошлой зимой, в метель и снегопад, мы перевозили за сутки более 200 тысяч человек и справились с таким потоком пассажиров. И я уверен, что справимся в этом году.

Кто пользуется услугами метро сегодня? Кто он — ваш пассажир?

Мы не проводим специальный анализ, кто является нашим клиентом, но могу сказать, что сегодня услугами метро пользуются все категории граждан: дети, которые ездят на секции и в школы; студенты, спешащие в вузы; взрослые, едущие на работу; пожилые нижегородцы — словом, все горожане, быстро и без пробок желающие попасть в нужную точку города. К примеру, станция «Горьковская» с 7 и до 9 часов утра работает в основном на подъем. После 14 часов эта станция работает на вход. «Горьковская» ежедневно пропускает более 20 тысяч человек.

Новые составы нижегородского метрополитена

Метро сегодня необходимо развивать и дальше. Каковы планы?

Проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, конечно, поменяло наши планы, ведь на сегодняшний день уже прошел все экспертизы и готов к реализации проект ветки «Горьковская — Оперный театр — Сенная». Однако грядущее спортивное событие внесло свои коррективы. Неотъемлемым условием FIFA было наличие станции метро в непосредственной близости к стадиону. Соответственно, сейчас в первоочередных планах стоит одна станция — на Стрелке. В декабре 2013 года ОАО «Нижегородметропроект» должно представить окончательный проект новой станции, и тогда сотрудники Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей (ГУММИДа) в 2014 году приступят непосредственно к строительству.

Станцию метро «Горьковская» строили 4 года. Каковы сроки для новой станции на Стрелке?

Планы следующие: в 2017-м объект сдать. Такие сроки позволят к 2018 году, к футбольному чемпионату, все проверить, «обкатать» станцию.

Планируется ли закольцевать линии метро?

Планы у нас большие, но все решается постепенно. Микрорайон «Мещера» также нуждается в станции метро. Все будет зависеть от различных факторов, а также решения наших властей. Какой проект они выберут — либо идти на Мещеру, ведь «Мещерская» линия планируется тупиковой и будет называться «Сормовская — Мещерская», либо же строительство продлится в верхней части города. Что касается закольцовки линий — это серьезные планы не на 10, и не 20 лет вперед. Сейчас городские и областные власти делают все для того, чтобы метро развивалось, но мы все понимаем, что без федеральной поддержки нам будет очень тяжело. И я думаю, что руководители города и области не оставят без внимания развитие нижегородского метро.

Символический ключ, подаренный Олегу Яушеву на открытии станции метро «Горьковская»

Метро начало обновлять свои подвижные составы. Сколько вагонов необходимо заменить?

По своим техническим характеристикам все составы, которые были получены метрополитеном за 28 лет работы, соответствуют нормам. По правилам завода-изготовителя состав может работать 31 год, а значит, у наших вагонов еще в запасе есть два, а то и три года. Состав также может быть списан, если его общий километраж составит 2 миллиона 800 тысяч километров. Пока у нас таких пробегов нет ни у одного подвижного состава. Конечно, мы приходим к тому, что все надо менять. В прошлом году нижегородский метрополитен купил три новых состава. В этом году мы получили еще три состава по пять вагонов. Сейчас мы закупаем составы, которые идут по пять вагонов, на что и рассчитана платформа нижегородского метро. Поэтому уже более 25% парка обновлено. Да и старые вагоны мы списывать не собираемся, а планируем провести их капитальный ремонт. В планах городской администрации к чемпионату мира заменить весь подвижной состав нижегородского метро, то есть еще 56 вагонов. И тогда весь парк у нас будет новый.

Чем отличаются новые вагоны от своих предшественников?

Прежде всего, повышенными мерами безопасности: есть система видеонаблюдения с выводом информации в кабину машиниста, автоматическая система обнаружения и тушения пожара, эффективная система вентиляции салона, система аварийной эвакуации пассажиров вдоль поезда через головные и хвостовые вагоны с выходом на путь. Кроме того, в салонах используется более современное и экономичное освещение из светодиодов, повышены тепло- и шумоизоляция. Объем кабины водителя увеличен на 30%, в ней установлен новый пульт управления, соответствующий современным требованиям эргономики и дизайна.

С такими новинками плата за проезд в метро не повысится?

Пока в наших планах нет повышения платы за проезд. Да и у нас, по сравнению с нашими соседями, не самый высокий проезд в метро. В Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске дороже. Мы же идем на уровне Казани. Однако очевидно, что без вложений нет развития. В будущем что-то может измениться, но в ближайшее время повышения не будет.

Каким вы хотели бы видеть метро через 5 лет?

Что можно ожидать от метро? Чтобы оно было комфортным, как сегодня, и доступным. Своим пассажирам, кроме непосредственно перевозки, мы должны обеспечить еще и безопасность, сделать так, чтобы им было приятно спускаться и подниматься. Сейчас мы думаем над тем, как привести в порядок все переходы, как организовать достойную торговлю. Хочется, чтобы заработал электронный билет — это будет удобно и для нас, и для пассажиров, поскольку очереди в кассы ликвидируются. Хочется, чтобы через 5 лет метро было красивым, современным местом, куда люди приходили бы с большим желанием. И возвращались снова.

Беседовала Светлана Вахранёва

Фото: Роман Бородин, предоставлены МП «Нижегородское метро»

Поделиться: