Журнал / ДЕКАБРЬ 2013

Скорость скорой Новости социальной сферы

Скорую или неотложку можно назвать службой срочного реагирования в системе здравоохранения, которая призвана оказывать медицинскую помощь гражданам при угрозе их жизни или здоровью. Каждый человек, каждая семья, так или иначе, хоть раз обращались к ней за помощью. О том, что происходит, как только раздается телефонный звонок по номеру 03, и как живет сегодня станция скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода, мы говорили с главным врачом Владимиром Клименко.

Владимир Федорович, какова ваша оценка значения станции скорой медицинской помощи для нашего города? Какой объем работы ежедневно выполняют ваши сотрудники?

Сегодня станция скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода насчитывает 1686 сотрудников. Структура включает девять подстанций — по одной на каждый район, и две расположены на территории Автозаводского района — самого крупного в нашем городе. Численность обслуживаемого населения составляет более 1 миллиона 200 тысяч жителей. Оперативный отдел по приему вызовов от населения расположен на Нижегородской подстанции. Это сердце всей структуры скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода. Смены по 10–13 операторов работают в круглосуточном режиме, принимая звонки от горожан и направляя бригады по адресам. Ежегодный норматив составляет более 380 тысяч вызовов, это примерно 1100–1200 вызовов в сутки.

Новые автомобили скорой медицинской помощи

2013 год для станции скорой медицинской помощи города Нижнего Новгорода ознаменовался рядом изменений. Как вы охарактеризуете произошедшие улучшения?

Действительно, в уходящем 2013 году произошли значительные для нас события. Прежде всего, в начале октября наш автопарк пополнили 28 новых современных машин. До конца года мы ожидаем поступление еще 13 машин. Безусловно, обновление автопарка скорой помощи было необходимым и долгожданным. За срок службы, а он не должен превышать у машин скорой помощи пяти лет, автомобили успевают наездить более 400 тысяч километров. И все это — в жестких условиях, круглосуточно, в любую погоду и при любом бездорожье. Износ машин очень большой, а ведь от их качества и надежности буквально зависят жизнь и здоровье тысяч и тысяч людей.

Также в этом году на трех подстанциях был проведен ремонт, к началу 2014 года завершатся ремонтные работы в оперативном отделе.

Чем ознаменуется 2014 год? Какие насущные вопросы будут решаться в ближайшее время?

В новом году нас ожидает реализация нового порядка оказания скорой медицинской помощи, что влечет за собой и кадровую реформу. Так, с будущего года упраздняется должность санитара выездной бригады, кардиологи и неврологи теперь не будут входить в состав специализированных бригад.  В настоящее время 15 кардиологов и неврологов проходят переподготовку и будут работать в составе общепрофильных врачебных бригад.

В целях сохранения преемственности в оказании специализированной кардиологической и неврологической помощи с 1 января 2014 года  на скорой помощи организуется дистанционно-консультативный отдел для специалистов выездных бригад, а 28 автомобилей, полученных осенью этого года, уже оснащены электрокардиографами с возможностью передачи данных в онлайн-режиме.

Изменения коснутся и стандарта медикаментозного оснащения выездных бригад в сторону его увеличения. Предусматривается большая насыщенность оборудованием. Комплектация и общепрофильных, и специализированных бригад увеличится в среднем на 1,5 миллиона рублей.

Новые автомобили, поставку которых мы ожидаем в конце 2013 — начале 2014 года, будут уже оснащены по порядку, вступающему в действие с 1 января 2014 года.

В новом порядке наконец-то нормативно закреплена очередность оказания медицинской помощи. Так, бригада направляется на оказание неотложной помощи (при угрозе здоровью), при отсутствии вызова по экстренной форме (при угрозе жизни). Для населения практически ничего не изменится, так как уже сегодня в поликлиниках работает служба оказания неотложной помощи.

Если говорить о планах и первоочередных задачах, то мы стремимся к тому, чтобы для общепрофильной бригады норматив был 12 вызовов в сутки, а для специализированной бригады — 8. Это общая, конечная цель нашей деятельности, на которую нанизывается все остальное: оснащение бригад, обеспечение сумками-укладками, медикаментами, а также санитарный транспорт, места отдыха для бригад и т. д.

Сотрудники станции скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода

Привлечение молодых специалистов — какие шаги сегодня предпринимаются в этом направлении?

Да, кадры — наша главная проблема, требующая серьезного подхода к решению. Основным поставщиком сотрудников является область. Мотивировка людей из поселковых, городских образовательных учреждений среднего медицинского персонала — это получение опыта, возможность приобретения профессии, переезда в крупный город, где больше перспектив. Но нам нужно не только привлечь на работу в скорую помощь, но и удержать здесь людей. В первую очередь это можно сделать за счет предоставления жилья. Здесь есть несколько путей решения проблемы: найм жилья, сотрудничество с Нижегородским ипотечным корпоративным альянсом, реализация областной программы поддержки молодых специалистов, имеющих высшее медицинское образование. Впервые в 2013 году Нижний Новгород принял участие в этой программе, и два молодых врача нашей скорой помощи получили квартиры. Замечательно, если продолжит работу программа «Бюджетная ипотека», которая расширяет возможности наших сотрудников, поскольку в ней могут участвовать медики не только с высшим, но и со средним специальным образованием. Я уверен в том, что если мы сможем обеспечить жилье своим сотрудникам, люди потянутся к нам, будут заинтересованы в работе на скорой помощи.

Что нужно для того, чтобы скорая помощь была максимально эффективной?

Существует штатный норматив, согласно которому на 10 тысяч взрослого населения приходится одна общепрофильная бригада, на 10 тысяч детского населения — одна педиатрическая, а на 50 тысяч жителей — одна специализированная бригада. На практике, при существующем числе сотрудников, мы можем работать с оптимальной нагрузкой при условии, что будут убраны все непрофильные перевозки и вызовы. Задача сейчас только одна — нам необходимо доукомплектовать бригады до штата, чтобы ездили, например, не один фельдшер и санитар, а два фельдшера, не один врач, а врач и фельдшер. К сожалению, сегодня так получается не всегда, иногда мы формируем бригады сокращенного состава, потому что нужно спешить на вызовы. При этом материально-техническое оснащение и кадры — это очень важно, но это далеко не все. Многое зависит от самого населения и его ожиданий от работы скорой помощи. Когда горожане вызывают на дом «неотложку», чтобы получить основание для открытия больничного листа или ждут, что им назначат курс лечения, мы сталкиваемся с непрофильными вызовами. Еще один момент — это отношение к каретам скорой помощи на дорогах. Совместно с Госавтоинспекцией МВД России по Нижегородской области мы неоднократно проводили городские рейды и убеждались, что автомобилисты далеко не всегда пропускают нашу машину с включенными проблесковыми маячками и сиреной. Но стоит задуматься о том, что в ней сейчас везут на госпитализацию человека в остром состоянии, что от оперативности доставки зависит жизнь человека, ведь решение о включении спецсигналов принимает не водитель, а врач или фельдшер, находящийся в бригаде.

Поэтому, на наш взгляд, крайне важным является взаимопонимание и взаимоуважение между службой скорой медицинской помощи и населением. Одна сторона должна четко осознавать границы своей профессиональной ответственности, а другая — границы своих ожиданий. Тогда скорость помощи будет максимальной, а значит, что девиз — «Дважды помог, кто скоро помог!» — будет полностью оправдываться.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Павел Ерасов

Новости социальной сферы

Поделиться: