16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2015

Метро никогда не спит

Юбилей – прекрасное событие как в жизни человека, так и целого предприятия. Это время поздравлений, повышенного внимания, подведения итогов и представления планов. В прошедшем ноябре юбиляром не только городского, но и российского масштаба стал нижегородский метрополитен, отметивший 30 лет с момента пуска первого состава. Эта круглая дата стоит в череде других юбилеев: в мае 80 лет отметил московской метрополитен, также в ноябре 60 исполнилось метро Санкт-Петербурга, Новосибирск отметит 30-летие подземки в самом конце декабря, а 10 лет казанского метро отпраздновали еще этим летом.

В районе станции «Ленинская» можно увидеть памятный знак — эмблему метрополитена: букву М. Этот знак установлен на месте начала строительства Горьковского метро 17 декабря 1977 года. А через восемь лет шесть первых станций были открыты для пассажиров. «20 ноября 1985 года в 5 часов 30 минут в городе прозвучал первый сигнал подземного голубого экспресса» — так 30 лет назад Горький отметил новую эру в развитии.

Нижегородское метро сегодня — это 14 станций, 38 километров главного пути в обе стороны, не считая технических путей, разворотных тупиков и так далее и коллектив численностью около 1500 человек. Оно занимает третье место по количеству станций и протяженности путей после Москвы и Санкт-Петербурга.

Такая работа

В 12‑этажном здании управления метрополитена, без которого уже сложно представить ансамбль площади Революции перед Московским вокзалом, сегодня располагаются все системы жизнеобеспечения нижегородской подземки. Сердце метрополитена — пункт поездных диспетчеров, которые руководят движением поездов и работой на станциях. Десять диспетчеров работают круглые сутки посменно. И если днем метро обслуживает пассажиров, то ночью оно обслуживает себя. Текущий ремонт тоннеля, станций, планово‑предупредительный ремонт оборудования, уборка станций и переходов — все это и многое другое делается исключительно ночью. Здесь же в здании управления — энергодиспетчерский пункт, откуда подается напряжение на освещение станций и на контактный рельс, а также электромеханическая служба, в ведении которой — отопление, водоснабжение, канализация, работа водоотливных установок, перегонной и станционной вентиляции. А по соседству — музей горьковского-нижегородского метрополитена, который был открыт в 1990 году.

30‑летие отметило в прошедшем ноябре и электродепо нижегородского метрополитена «Пролетарское». Сегодня им руководит Александр Владимирович Михалев — легендарный машинист горьковского метрополитена, который в 1985 году вел первый поезд «Пионер», открывший подземное движение.

В восьмиэтажном здании электродепо располагаются администрация, учебный класс, комнаты отдыха машинистов, комната медицинского предрейсового и послерейсового осмотра. А рядом — цех текущего ремонта, цех отстоя, где находится подвижной состав, не задействованный в данный момент на линии, участок технического обслуживания, мойка. Работа здесь не замирает ни на минуту, но наиболее интенсивно депо живет ночью, когда с линий приходят отработавшие смену составы.

По словам Александра Михалева, коллектив машинистов составляет 113 человек, в числе которых есть старожилы, работающие все 30 лет, хотя в целом средний возраст машинистов составляет 30–33 года. Сегодня в парке Нижегородского метро 107 вагонов, 26 составов. В будние дни на работу выходят от 14 до 17 поездов, как минимум два «горячих» поезда всегда готовы выйти на линию в любой момент, остальные находятся на разных видах ремонта или ожидают капитально-восстановительные работы. «У подвижного состава есть циклы, — рассказывает Александр Владимирович. — Он проходит три вида технического обслуживания и текущий ремонт. Наши самые старые вагоны, которые выходят на линии все 30 лет, прошли три миллиона километров, после чего они отправляются на капитальный ремонт».

Метро — один из видов городского транспорта, уникальный в силу своей подземности, живущий вне зависимости от пробок и погодных условий, имеющий своих преданных поклонников. Анализируя существующий пассажиропоток, директор муниципального предприятия «Нижегородское метро» Олег Яушев, подчеркивает, что цифры — вещь переменная и находящаяся в зависимости от многих факторов. «В среднем в будничный день мы перевозим 120–140 тысяч человек, в знаковые праздничные дни эта цифра может увеличиваться и до 200 тысяч. Однако 30 лет назад при открытии метрополитена, когда было всего шесть станций, он ежедневно перевозил такое же количество пассажиров. Автозавод и другие промышленные предприятия Горького работали в полную мощность, — говорит Олег Яушев. — С открытием станции „Горьковская“ пассажиропоток увеличился в 1,5–2 раза — это был мой изначальный прогноз, который подтвердился. Да, был скачок и увеличение в 2,5 раза, когда была запущена станция, но потом все вернулось на исходные позиции. В денежном выражении „Горьковская“ дает нам плюсом в обороте около18 миллионов рублей ежемесячно, из которых девять миллионов она съедает сама. Это порядка 100 миллионов в год, соответственно эту сумму город не субсидирует метрополитену».

Раз и навсегда

За 30 лет истории нижегородской подземки было создано несколько перспективных планов ее развития. На сегодня очевидно одно: весной 2018 года на схеме метро должна появиться станция «Стрелка». Ее судьбу решил грядущий чемпионат по футболу. «Сейчас на месте будущей станции “Стрелка” закончены работы по строительству стартового котлована, откуда в путь отправятся два проходческих щита — они пойдут параллельно, причем второй будет запущен только после того, как первый пройдет под землей не менее 150 метров, — говорит Юрий Гаранин, генеральный директор Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде. — Это делается в целях безопасности, поскольку динамические нагрузки могут разрушить стенки тоннеля. Еще нужно не забывать тот факт, что мы идем практически по берегу Оки, бетонное укрепление берега может быть разрушено. Дальше эти щиты должны прийти в приемочную станцию на улице Марата, и если на “Стрелке” мы сделали все контуры станции, то там это еще делается». По словам Юрия Гаранина, первый щит начнет прокладку тоннеля в 20‑х числах декабря, а второй должен начать работу по графику в апреле–мае 2016 года.

Длина линии от существующей станции «Московская» до будущей станции «Стрелка» составляет три километра

Вопрос о том, в какую сторону будет расти метро и где появится новая станция, уже стал для города риторическим. Кто-то высказывается за необходимость продления Сормовской линии, кто-то ратует за продолжение строительства метро в верхней части города, кому-то важнее увидеть станцию «Волга» на Мещере… При этом, по информации департамента транспорта и связи городской администрации, специалисты компании «Стройинвестпроект», разработавшие комплексную транспортную схему города, считают, что «Оперный театр» и «Сенная» — это второстепенные станции. И в первую очередь нужно продлить линию метро до станции «Варя», создать там большой транспортно-пересадочный узел и уже только потом заниматься продлением линии в центре города.

Один из вариантов интерьерного решения станции «Стрелка»

Как бы то ни было, на этапе своего 30‑летия нижегородское метро развивается, пусть и не теми темпами, которых ждут горожане.

Но не все зависит от города и его жителей. Олег Яушев признается — метрополитен сам не занимается своим развитием: «Мы можем помочь, подсказать… На каких позициях стоит метрополитен? Первое: если копать начали — остановить нельзя. И второе: метрополитен приходит один раз и навсегда. Можно убрать трамвай, можно убрать автобусное движение, и все пересядут на свои автомобили, но метро убрать нельзя, нереально, потому что это целый город».

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин

Иллюстрации предоставлены Главным управлением по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде.

Перспективное развитие нижегородского метрополитена

 

Пункт поездных диспетчеров — сердце метрополитена

 

Фрагмент экспозиции музея  нижегородского метрополитена

 

Электродепо «Пролетарское»

 

В ремонтном цехе вагоны получают вторую жизнь

 

Интерьер станции «Чкаловская» отличается лаконичностью. Основной акцент — «небесная» центральная часть свода

 

В кабине машиниста

 

Ежедневно услугами нижегородского метро пользуются около 120 тысяч человек

 

Нижегородское метро – это 38 километров главного пути в обе стороны

Поделиться: