Журнал / ДЕКАБРЬ 2016

Когда праздник — это работа

Откуда берутся профессионалы ивент-индустрии? Вопрос подготовки ведущих, режиссеров-постановщиков массовых мероприятий, ивент-продюсеров и многих других специалистов этой сферы – один из самых неоднозначных. С одной стороны, их учит сама жизнь, бесценный опыт приобретается «в полях», в реализации конкретных проектов. С другой стороны, сегодня появляются частные ивент-школы, вузы запускают программы по арт-менеджменту и продюсированию. Истина где-то посередине.

Пусть меня научат

С каждым годом городские праздники, спортивные или культурные мероприятия, рассчитанные на большое число участников или зрителей, становятся все более продуманными. И это вовсе не означает, что 10, 20 или 30 лет назад эти праздники и мероприятия никто не организовывал. Дело в том, что празднично-событийная индустрия не стоит на месте, а значит, и организация совершенствуется и усложняется одновременно. А раз так, то все более актуальным становится вопрос подготовки специалистов для этой сферы. Продюсеры, арт-менеджеры, руководители арт-проектов, сценаристы, режиссеры-постановщики массовых мероприятий, ведущие — этот список можно продолжить, но далеко не все в нем согласуется с перечнем существующих специальностей высшего и среднего профессионального образования. Так где и как можно всему этому научиться?

Сегодня все чаще можно слышать о частных школах, курсах и мастер-классах, ориентированных на тех, кто хочет проявить себя в творческой профессии. Например, ведущего. Елена Харзорова, основатель Всероссийской школы event-развития Event School, директор событийного агентства «Стандарту. НЕТ» во Владивостоке, в 2015 году стала открывать филиалы своей школы в ряде других городов — Хабаровске, Иркутске, Барнауле. В планах следующего года — открытие школ в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. «Ведущий как профессия» — так называется основной курс в Event School. По словам Елены, это первый опыт создания сети подобных филиалов, и многое приходится делать в первый раз. Она надеется занять свою нишу в мил-лионном Нижнем Новгороде и не боится конкуренции. «На каждую школу найдется свой ученик», — сказала она в беседе.

На День города перед гостями праздника выступили профессиональные ведущие — участники проекта «ТОП-10»

Для Ивана Гронского, участника проекта «ТОП-10», который полтора года назад объединил самых модных ведущих Нижнего Новгорода, вопрос о профессиональной подготовке далеко не однозначен. Выпускник кафедры журналистики ННГУ, кандидат философских наук, имеющий шестилетний опыт работы на телевидении, он считает, что аудитории далеко не все равно, кто стоит перед ней и ведет мероприятие. «Какой у тебя бэкграунд, культурный уровень — на все это обращают внимание. Необходима база. В моем понимании – это хорошее гуманитарное образование. Оно никогда не повредит, если ты работаешь в творческой сфере, в сфере коммуникации. Нужна хорошая языковая культура, грамотная речь, в том числе знание иностранных языков», — рассуждает Иван. Но он уверен: научиться находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации возможно только на практике.

В Нижегородском областном колледже культуры, расположенном в городе Бор, среди прочего ведется подготовка по специальности «социально-культурная деятельность». Число преподаваемых дисциплин, обозначенных на сайте учебного заведения, достаточно обширно: актерское и сценическое мастерство; постановка площадных представлений; режиссура эстрадных программ, культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; менеджмент в социально-культурной сфере и многое другое. Колледж, который в следующем году отметит свое 60‑летие, — один из показательных примеров профильного учебного заведения с сильными традициями, готовящего специалистов для современной культурно-досуговой сферы.

С 2014 года в НГПУ имени Козьмы Минина реализуется пятилетняя образовательная программа «Продюсерство», направленная на подготовку продюсеров телевизионных и радиопрограмм. На платное обучение ежегодно приходят 15–20 человек, и, по словам руководителя программы Татьяны Медведевой, интерес к программе в городе есть: «Для абитуриентов, желающих поступить на эту программу, мы проводим конкурс творческих работ в сфере медиа — “Крылья творчества”. Участники получают дополнительные баллы при поступлении, а поскольку уже намечается конкурс, для многих это важно». Организацией-партнером выступает ГТРК «Нижний Новгород», но поскольку учебный план программы включает различные модули, можно предположить, что будущие выпускники вполне смогут применять полученные знания и практический опыт, не только в теле- и радиостудиях.

А вот еще один пример. В 2016 году в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород было открыто направление профессиональной переподготовки «Арт-менеджмент», ориентированное на деятельность музеев и галерей. Основным партнером вуза выступает Нижегородский художественный музей. Как сообщила Нелли Борышнева, декан факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, пока набор не состоялся, поскольку вуз не занимался должным продвижением этого образовательного продукта. Однако данное направление считается перспективным и востребованным в городе с большим количеством музеев, интенсивной выставочной деятельностью и активным профессиональным сообществом. В качестве целевой аудитории рассматриваются люди, которые уже имеют образование в сфере искусствоведения и желают приобрести менеджериальные компетенции или навыки и умения в сфере маркетинга, а также те, у кого есть базовое образование в сфере менеджмента или маркетинга, но кому интересна профессиональная деятельность в новых сферах. Направление профессиональной переподготовки, которое только заявляет о себе, уже может рассматриваться в более широком ключе. «Организация мероприятий, концертная деятельность — это перспектива. Мы будем наращивать модули по мере проявления интереса», — отмечает Нелли Борышнева.

Школа жизни

Во многих пиар- и ивент-агентствах города, занятых организацией городских мероприятий, отвечающих, например, за весь День города или локальную районную площадку, работают люди, не имеющие соответствующего образования, но получившие практические навыки. Они прошли школу жизни, и их профессионализм определяется списком реализованных ивент-проектов.

Многие профессионалы в ивент-индустрии всегда остаются в тени мероприятия

В Нижнем Новгороде, который можно назвать и театральным, и вузовским, есть достаточное число специалистов по сценической речи и актерскому мастерству. Здесь выпускают звукорежиссеров и художников‑оформителей, журналистов и специалистов в сфере массовых коммуникаций. Режиссеры наших театров являются успешными постановщиками городских праздников. По словам Сергея Миндрина, художественного руководителя НКМТ имени В. Т. Степанова, удачные постановки делают те, кто «мыслят масштабно, в декорациях города». Тогда все получается.

И на сцене, перед многотысячной массой людей, и «за сценой», когда ты отвечаешь за все, но тебя мало кто видел, успеха добиваются те, кто может выйти за привычные рамки знаний и опыта.

Так можно ли этому научить?

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Денис Гайдук, Игорь Айвазьян, Геннадий Марченко.

Поделиться: