Журнал / ДЕКАБРЬ 2016

О праздниках не праздно

Б. М. Кустодиев (1878–1927). Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Собрание НГХМ

В бурном потоке современной жизни с ее повседневными хлопотами выход в музей зачастую воспринимается как событие исключительное или даже как праздник, но праздник, требующий сосредоточения, определенного умственного напряжения, эстетической и эмоциональной отзывчивости. В связи с этим особенно интересно обратиться к картинам, в которых изображение праздника или состояний, связанных с ним, становится не столько сюжетной завязкой, сколько стержневой основой для многообразия рождаемых оттенков, смыслов и чувств.

Вот что по этому поводу думает научный сотрудник Нижегородского художественного музея Алексей Гурин: «Обстоятельные, подробные живописные рассказы художников‑демократов второй половины XIX века на рубеже столетий сменяются сценами неспешных шествий, посиделок, степенных “стояний”, практически лишенных литературно-сюжетной подоплеки. На смену тяжелой коричневой “земной” гамме приходит жизнеутверждающее многоцветье национального искусства. В сознании творческой интеллигенции постепенно формируется образ народа как парадоксально двуликой (равно разрушительной и созидательной) практически безличной стихии.

Ф. А. Малявин (1869–1940). Баба в желтом. 1903. Собрание НГХМ

В картине Ф. А. Малявина “Баба в желтом” (1903) эта идея персонифицируется в облике разухабистой, смеющейся молодки, материализующейся из бурлящего моря живописного “хаоса”. Свободная живописная манера, привнесенная в европейское искусство импрессионистами, Малявиным почти утрируется и творчески переосмысливается в мощный выразительный прием. В поисках национальной самобытности и красоты московские мастера, в начале XX столетия вошедшие в “Союз русских художников”, нередко обращались к Московии XVII века. Искусство Древней Руси с его узорочьем и изощренной декоративностью во многом отвечало их формальным исканиям, а XVII век оказывается самой близкой русской “древностью”.

В работе А. П. Рябушкина “В гости (Молодые)” 1896 года сравнительно небольшого формата чистота цветового решения, солнечный свет, наполняющий пространство картины, легкость красочной фактуры, красноречивая простота композиционного построения — все направлено на передачу безмятежно-глупого, наивного счастья первой поры супружеской любви, с еще почти детским бахвальством выставляемого персонажами на показ.

Наибольшую концептуально-смысловую полноту образ праздничных гуляний обретает в произведениях Б. М. Кустодиева, в которых вневременной праздник, развернувшийся во всю широту видимого пространства, подобен вечной жизненной активности мира.

А. П. Рябушкин (1861–1904). В гости (Молодые). 1896. Собрание НГХМ

Полотно “Вербный торг у Спасских ворот” 1917 года создания являет собой редкий случай, когда художник конкретизирует место действия — Красная площадь в Москве. Древность стен главной русской цитадели служит гарантом вечности праздника. Гроздья разноцветных шаров перекликаются с россыпью разномастных голов и лиц, каждое из которых если не характер, то тип.

Художник обращается к теме Вербного воскресенья в преддверии Страстного периода в истории России. Есть, очевидно, неосознанная, но глубокая историческая мудрость и прозорливость в том, что художник не вводит в картину изображение государственной символики на шпиле Спасской башни. Не все ли равно — двуглавый орел или рубиновая звезда в небе, если скоро Воскресение Христово на земле».

Поделиться: