Журнал / ДЕКАБРЬ 2017

Лучший в мире ребенок

В обществе, основанном на конкуренции, детское развитие – ходовой товар. Насмотревшись растиражированных телешоу с одаренными детьми, которые демонстрируют чудесные способности, родители не скупятся на то, чтобы их ребенок был самым лучшим. Его отправляют на художественную гимнастику, ментальную математику, английский с пеленок, тренируют, как солдата элитного спецназа. Не подозревая о том, что подобная практика наносит вред психике и является причиной неврозов.

Центры раннего развития реагируют на спрос. Единственная их обязанность состоит в том, чтобы предоставить качественную услугу. Желаете, чтобы ваше дитятко изучало английский с нуля? Пожалуйста. Однако на деле большинство людей не обладают достаточными знаниями для самостоятельного принятия взвешенных решений в этой сфере. В действительности некоторые аспекты человеческого развития, в том числе в детском возрасте, могут поставить в тупик даже маститых ученых. Они до сих пор изучены мало, поэтому даже те, кто работает с детьми профессионально, во многом опираются на свой личный опыт. Не говоря о том, что при всей схожести каждый из нас обладает индивидуальным сочетанием качеств, рождается и развивается в уникальных обстоятельствах. И все же есть несколько нехитрых правил общего характера, которые начинающий родитель должен иметь в виду.

Начать с себя

Для начала стоит расслабиться и заняться рефлексией. Попытавшись честно ответить на вопросы «зачем», «для чего», «с какой целью», прежде чем приступать к действию, можно избежать большинства проблем. Рефлексия творит чудеса. Она помогает выяснить наши подлинные мотивы, которые скрыты за фасадом благих намерений. Ведь часто взрослые ориентируют ребенка на завышенный результат, предъявляют необоснованные требования, потому что сами были чем-то обделены в детстве и ощущают неполноценность. Они страдают синдромом «достигатора», который проявляется как потребность преодолевать себя, чтобы стать ценным. В противном случае наступает тревога.

В дошкольном возрасте важно не перезагружать ребенка интеллектуальными упражнениями

Нельзя проецировать свои нереализованные желания на ребенка. Это аксиома. У нового человека свои интересы, которые формируются и становятся осознанными в процессе развития. Задачей родителя является мягкий контроль — то есть постоянное внимание и поддержка, но ни в коем случае не давление. Баланс между тем и другим, как правило, подсказывает сам ребенок. Он охотно делает то, что ему по душе, и, не стесняясь, устраивает истерики, если что-то не нравится. «Если ребенку интересно бегать и играть в мяч, то он с удовольствием будет ходить на футбол, если ему нравится рисовать, то стоит задуматься над развитием именно этого навыка — в этом случае дополнительное образование вполне оправданно, занятия будут проходить с радостью, — рассказывает доцент Мининского университета, кандидат педагогических наук Татьяна Ханова. — И здесь родитель вряд ли ошибется. По ребенку сразу видно, насколько ему приятно или неприятно то или иное занятие. При этом очень важно следить за его самочувствием. Он не должен хронически уставать из-за чрезмерной нагрузки».

Всему свое время

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Подменять игровую практику зубрежкой и прочими интеллектуальными упражнениями контрпродуктивно. То же самое относится и к занятиям спортом с ориентацией на высокие достижения. Ежедневные тренировки, сопровождающиеся изнурительной диетой и жестким давлением, могут привести к спортивным победам, но не имеют ничего общего со всесторонним гармоничным развитием личности. Они провоцируют недоразвитие воображения, трудности в коммуникации и прочие психические расстройства, которые станут явными, как только ребенок перешагнет порог школы. Конечно, игровые элементы могут быть и в уроке математики или тренировке по фигурному катанию, но в данном контексте они являются вспомогательным материалом для привлечения внимания. Ребенку важно играть в то, что ему действительно интересно и желательно с участием других детей.

«Родители гонятся за образованием и уже в дошкольном возрасте усиливают обучающий компонент, пытаясь сформировать у ребенка знания, не свойственные его возрасту, — поясняет заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета Наталья Белинова. — В результате происходит интенсивное развитие коры головного мозга, что приводит к истощению подкорки. Страдает в первую очередь эмоциональная сфера. Растущий организм становится неуравновешенным. Он то испытывает эйфорию, то льет слезы, то впадает в сомнамбулическое состояние. Ухудшается предметно манипулятивная деятельность. Ребенок может знать что-то на английском языке, например названия животных, и читать в три года, но при этом не уметь завязывать шнурки, держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы. У него плохо работают пальцы, нет сил».

Для детей крайне важно уметь концентрироваться на своих чувствах, телесных ощущениях, быть внимательными к самим себе

«Некоторые дети обладают хорошими интеллектуальными способностями, но не имеют навыков саморегуляции, у них высокий уровень тревожности, отсутствует баланс в эмоциональной сфере, слабо развита воля, — говорит педагог-психолог Элина Рештейн. — Такие дети гипервозбудимы и могут вести себя агрессивно. Это явный признак того, что в период раннего развития их перегружали, обделяя общением и любовью. Придя в школу, они не могут решать простые задачи, потому что не в состоянии сосредоточиться. Безусловно любящая мать как психологическая защита в их картине мира отсутствует, а структуры психики для работы со сформировавшимся в раннем возрасте эмоциональным возбуждением и тревогой еще не возникли». Именно поэтому обучение детей внимательному отношению к себе, своим ощущениям и управлению своим вниманием и эмоциями является одной из актуальных задач дошкольного и школьного образования.

«Большинство школьников младших классов, с которыми я занимаюсь, не могут ответить на простой вопрос — что хорошего случилось с ними сегодня, за что я могу поблагодарить себя, — рассказывает инструктор йоги для детей школы № 186 Ирина Терентьева. — Они не понимают суть вопроса. Если в семье об этом не говорят, то и самосознание не сформировано. Очень важно направить внимание ребенка на свои ощущения. Цель занятий йогой именно в этом. Делая какие-то упражнения, мы проговариваем, что мы чувствуем. Какие мышцы двигаются, как меняется дыхание. Через сосредоточение внимания на телесных аспектах дети учатся навыкам концентрации, которые могут быть применены для наблюдения за эмоциями и мышлением».

Давать пробовать

Интенсивное обучение вредит здоровью маленького существа на всех уровнях — физическом, психическом, ментальном. Но что если все вышеперечисленные условия выполнены? Родитель внимательно проанализировал свои «хотелки», прислушался к ребенку, адекватно оценил нагрузку и записал свое чадо на футбол, рисование и танцы. Ребенок с удовольствием посещает занятия, демонстрирует успехи по всем трем направлениям, но… через два года оказывается, что футбол надоел, рисование скучно, а танцы вроде бы можно, но в целом так себе.

Родительская любовь и принятие ребенка вне зависимости от достигнутых им успехов — ведущее условие гармоничного развития маленького человека

«Не надо бояться бросать “кружки” и менять образовательную траекторию, — уверена директор школы № 24 Елена Моисеева. — Я помню, как моя дочь мечтала о музыкальной школе. Первый год ходила с удовольствием, на второй энтузиазма поубавилось, а на третий начались истерики. Я долго не могла согласиться бросить это дело, но в конце концов поняла, что выбора у меня нет, и решилась. Весь следующий год я предлагала ребенку разные варианты развития, но она на все говорила “нет”. У нее появился страх, что ее будут заставлять делать то, что ей не нравится. Со временем она “оттаяла”. И в последующие годы мы позанимались альпинизмом, гитарой, французским, чем-то еще. И все это принесло определенную пользу, сформировались специфические навыки. Чем больший спектр занятий пробует ребенок, тем лучше».

Родитель не учитель

«Ребенок должен знать, что родители любят тебя, каким бы ты ни был, — говорит Елена Моисеева. — В свою очередь, наставник подталкивает воспитанника к тому, чтобы выйти за пределы осознаваемых возможностей, преодолеть себя, стать лучше, и в этом контексте некоторое давление может быть оправдано. Родителю лучше сосредоточиться на том, чтобы контролировать выполнение заданий, объяснять, почему их надо делать, зачем соблюдать режим дня, почему нужно слушать учителя».

Родитель не должен брать на себя роль учителя. Это две разные функции, которые дополняют, но не подменяют друг друга. От мамы и папы требуется в первую очередь поддержка и защита в любой ситуации. В результате таких отношений формируется психический механизм, позволяющий справляться с препятствиями, не впадать в уныние при встрече с трудностями и добиваться успеха. Задача родителя — привить ребенку уважение к учителю, помочь ему принять вызов, не боясь потерпеть неудачу.

Текст: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин, Наталья Гнелицкая, предоставлены экспертами рубрики

 

Наталья Белинова

Заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета

Благополучная семья, общение с детьми разного возраста и взрослыми – это очень важно для нормального развития, а в дошкольном возрасте – самое главное. Конечно, есть одаренные дети с выдающимися способностями, к которым нужен особый подход. Но в любом случае изучать в пять лет квантовую физику по меньшей мере глупо.

 

Елена Моисеева

Директор МБОУ «Школа № 24» Нижнего Новгорода, кандидат психологических наук

Я против того, чтобы брать репетиторов класса до восьмого. Исключая те случаи, когда ребенку по тем или иным причинам тяжело и необходимо подтянуться. Школьные программы написаны специалистами.

 

Ирина Терентьева

Инструктор йоги для детей МБОУ «Школа № 186» Нижнего Новгорода

Дети все понимают и запоминают. Конечно, ребенку сложнее сосредоточиться, но на самом деле проблема эта типична и для взрослых. На занятиях йогой мы учимся навыкам концентрации и внимательности. Когда взбудораженный ум успокаивается и проясняется, он лучше понимает себя и других. Мы работаем в том числе в парах и тройках, и я хорошо вижу, как взаимоотношения детей меняются буквально к ходе занятий. Они становятся мягче, добрее.

 

Элина Рештейн

Педагог-психолог

Родители не должны подменять общение с ребенком развивающими практиками. Может казаться, что проще заплатить и снять ответственность, потому что там специалисты, которые дадут столько, сколько нужно. Но на самом деле простое общение с членами семьи ребенку гораздо важнее. Во взаимодействии с мамой и папой формируется чувственная сфера. И если человек обделен этим, то высокий уровень умственного развития будет сопровождаться бедным эмоциональным интеллектом.

Поделиться: