16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2017

Вера Горшкова: «Театр может формировать личность»

«Сотворившая “Веру”» — так говорят коллеги-театралы и рядовые зрители о Вере Александровне Горшковой, перефразируя знаковый спектакль «Сотворившая чудо», шедший когда-то с аншлаговым успехом. В этом году идейный вдохновитель, создатель и художественный руководитель уникального театра для детей отметила свое 70-летие. Созданная в далеком 1976 году при ДК имени Ленина «Театральная студия будущего» выросла в профессиональный театр с разнообразным репертуаром. Неужели можно еще о чем-то мечтать? Можно!

Вера Александровна, откуда у вас такой интерес к детскому театру?

Я сама удивляюсь! Может быть, у меня этот интерес появился потому, что, когда я была девчонкой, у нас был такой сильный ТЮЗ, что в него хотелось стремглав бежать на все постановки, не пропуская ни одной премьеры. Первый спектакль, который я там посмотрела, — «Подвиг» по пьесе Аркадия Чеботарёва, посвященной Валерию Чкалову. И вот с той поры я ходила туда раз в неделю обязательно. А потом я поняла, что мне мало этого, я должна делать что-то сама, я должна притягивать к себе разных людей, с которыми я могла что-то делать.

Вы мечтали стать не режиссером, а актрисой…

А кто же не мечтал-то… Мне кажется, что все-все-все девчонки мира когда-то хотели быть артистками. И я тоже, конечно, кинулась поступать в театральное училище и легко прошла на третий тур. И вдруг мастер, набиравший курс, предложил мне сыграть партию в шахматы. Когда мы сели играть, я подумала, что надо бы проиграть, а проигрывать не хотелось. И я выиграла, и тогда он мне сказал: «А ты уверена, что тебе надо в артистки? Мне кажется, что склад твоего ума предполагает совсем другое, тебе учиться надо по-другому и найти для себя это таинственное слово — “режиссура”».

А став режиссером, вы мечтали создать театр для детей и придумали «Театральную студию будущего»…

Да, я стала режиссером с новой мечтой. Я помню свой первый рабочий день, как я смотрела в окно и думала: «А вдруг ребятишки ко мне не пойдут?» Это был страх. Самый настоящий. А они вдруг пошли: один, второй, третий… И я понимала, что артистов из них делать ни в коем случае не надо. Надо сделать такой театр, в котором мы ставим спектакли и совершенно все делаем сами, ведь театр — искусство коллективное, и в нем сосуществует много искусств.

Своими постановками театр «Вера» радует маленьких зрителей на самых разных площадках города и ждет переезда в свой новый дом

Кроме того, передо мной стояла задача — раскрыть талант ребенка. Но как? Я поняла, что нужно всех объединить, чтобы всем было хорошо и дружно, чтобы можно было друг про дружку все знать, потому что это очень важно. Мне это важно до сих пор. Мне казалось, что договориться сразу нужно только о том, что мы должны доверять друг другу. А угадать все было совершенно невозможно. Это как собрать драгоценное ожерелье — бусинка к бусинке. И если выпадает одна, то очень трудно подобрать замену. Я вообще не верю в замены. Любая встреча богом дана, и каждый на земле — один-единственный. Такой, какой есть.

Первым спектаклем студии была «Синяя птица» Метерлинка…

Да, это была еще одна моя мечта. И меня к ней вел даже не Морис Метерлинк, а Александр Блок. Только через Блока я открывала для себя поэзию Метерлинка. Я понимаю, что это абсолютно литературный материал, никак не сценический. И все-таки, хоть я и поставила четыре редакции этого спектакля, я понимаю, что я еще не разгадала эту пьесу. Значит, наверное, будет и пятый вариант.

Театр должен воспитывать?

Я согласна со Станиславским, который говорил: «Ты впустил в зал, дверь закрыл, а дальше — властвуй». Хочешь — развлекай, хочешь — учи. Театр должен заинтересовать, потрясти, увлечь. Без этого вообще нет смысла театром заниматься. Театр может формировать личность. И с нас эта ответственность не снимается.

9 декабря 1991 года было создано муниципальное предприятие «Детский театр “Вера”». Театр стал профессиональным, многое изменилось. Что осталось неизменным?

Коллектив и отношение к профессии остались незыблемыми. И любовь к театру, конечно. Ты сам театру не нужен — он как стоял, так и будет стоять. Вопрос в том, насколько ты без него не можешь.

О чем сейчас мечтают Вера и «Вера»?

Мечтаем о новой волшебной сказке для детей, ведь они так ее ждут. Трудно было найти такую, но наконец-то я нашла. Это пьеса «Сказка о молодильных яблоках» Олега Михайлова. И я знаю, что она пойдет в стенах нового театра.

Беседовала Елена Минская

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: