Журнал / ДЕКАБРЬ 2017

Впитывать взглядом

Уча и воспитывая, любой родитель находится по отношению к своему ребенку в олимпийской парадигме «дальше, выше, сильнее». Изо всего широчайшего спектра дидактических приемов самым действенным была и остается игра. Наивысшим же ее проявлением в эстетических и содержательных категориях является искусство, в том числе изобразительное.

Ирина Маршева, искусствовед, заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса

Искусство действенно влияет на формирование сознания ребенка. По опыту собственной педагогической практики смею утверждать, что дети, прошедшие первичное обучение основам изобразительного искусства, более сообразительны, активны, лучше усваивают теоретический и практический материал. Однако людей, осознающих и применяющих это, даже в высшей гуманитарной школе, до обидного мало.

Знаменитый лозунг Владимира Ленина «Искусство принадлежит народу», дошедший до нас в воспоминаниях Клары Цеткин, последовательно применялся в процессе образования и воспитания в советское время. Одним из первых документов новой советской власти в 1917 году был приказ Анатолия Луначарского сохранить сокровища царских дворцов в Петрограде как «достояние народа». Посещение художественных музеев было обязательным в воспитательной работе средних школ. Раз в четверть школьники писали сочинение по картине, помещенной на цветной вкладке учебника по русскому языку. Особым увлечением в среде интеллигентных и образованных членов общества было собирание художественных открыток, постеров, иллюстраций из журнала «Огонек» с обязательным их периодическим рассматриванием. Не знать Валентина Серова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина считалось постыдным. Владение информацией о художниках Серебряного века признавалось высшим интеллектуальным пилотажем, поскольку большая часть этой информации находилась в закрытом доступе.

Общение с живописным подлинником бесценно, его не заменит никакая репродукция

Что происходит нынче? В родном Нижегородском художественном музее в открытом доступе — иконы, классика, в том числе зарубежная, русский авангард, в Арсенале для общего обозрения выставлены образцы современной художественной практики. В Выставочном комплексе представляются работы самого широкого спектра авторов нашего региона, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, и все это художники не из последних. Но залы наполнены зрителями лишь в часы суетных вернисажей и шумных ночных бесплатных фестивалей. Общение с картиной происходит на бегу, за досужим разговором, без созерцания, а значит, довольно бесполезно. Потребность впитывать

визуальный образ вырабатывается у всех по-разному, возникает с опытом «замечать-смотреть-рассматривать-созерцать» картину мира, созданную талантливым художником. Но зачем же вовсе лишать себя возможности получать от жизни еще одно удовольствие — изысканное, рафинированное, расширяющее границы привычного мира?.. Поэтому на вопрос, когда можно начинать смотреть картины, ответ один — чем раньше, тем лучше, а значит, с детства.

В различных заграничных музеях много лет назад меня очень трогали такие сценки: в зале с Рубенсом, или Кранахом, или еще кем-то сидят на полу свободно и раскрепощенно, но тихо и интеллигентно первоклашки и смотрят на картины, слушая очень нехитрые комментарии учителя. Смотрят не за партой в классе, не на репродукции в учебнике, а в музейном зале и на живые полотна. И это тоже маленькая педагогическая игра – сидеть на полу, то есть делать то, что в обычной жизни возможно только дома, в кругу близких людей, и смотреть на красивых или не очень людей, занятых важным или не очень делом, на букеты в прекрасных сосудах, пейзажи с деревьями или дворцами... А потом через некоторое время впустить в свое ощущение красоту сочетаний цветов, пятен, линий, независимо от изображенных предметов. А потом воспринять эстетику искусства беспредметных форм. А потом ощутить динамику изменения видов творчества в историческом потоке, выбрать для себя особенно ценное, интересное, близкое сердцу и стремиться к нему, заходя в музеи и выставочные пространства в каждом городе и стране мира, куда занесет тебя судьба.  Но сперва все-таки посмотреть побольше, подготовить себя к общению с этим бесконечным и увлекательным миром изобразительного искусства.

Текст: Ирина Маршева

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: