16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2015

Юрий Лебедев: «Нижний Новгород — край непуганых отельеров»

Абсолютное большинство в мире составляют не сетевые, а частные или даже семейные отели разного уровня. Продав гостиницу «Нижегородская» сети Azimut компании «Магма», бывший мэр Нижнего Новгорода, член правления Российской гостиничной ассоциации Юрий Лебедев сейчас строит новый объект на улице Кожевенной в центре города и управляет загородным отелем «Река чаек» на Ветлуге. «Конкуренция растет, но отелей по-прежнему мало», —  заявляет он журналу «Столица Нижний».

Юрий Исакович, почему в Нижнем Новгороде до сих пор нет гостиницы уровня «пять звезд»?

Она не была востребована. У нас, к счастью для отельеров, но к сожалению для города, 70% посетителей — это бизнес-туристы. Это люди, которые приезжают в командировку на день, на два, делают свои дела и уезжают. И только 30–35% — это настоящие туристы. Город стал развиваться, у людей стали появляться деньги, они начали ездить — и не только в Нижний Новгород. Тот бум, который последние несколько лет наблюдается в гостиничной сфере нашего города, говорит о том, что новые отели востребованы. В том числе — и отель уровня пять звезд.

Почему вы решили остаться в гостиничном бизнесе и каким будет ваш новый проект?

Во‑первых, достаточно давно в гостиничном бизнесе — с 2004 года. У меня есть опыт работы, а поскольку от добра добра не ищут, я решил в этом бизнесе остаться. Это будет гостиница уровня три звезды — самый массовый сегмент, который наиболее востребован на рынке. Во‑вторых, это очень интересный бизнес, он не однобокий. Ты не просто должен предоставить человеку номер, ты должен обеспечить его питанием, дать ему дополнительные услуги. В‑третьих, за тем местом, на котором сейчас строится новая гостиница, я, честно говоря, охотился несколько лет. Это историческая часть Нижнего Новгорода — всего 250–300 метров от Кремля. Но это и сторона, которую нужно развивать, — место запущено, дома обшарпаны.

Когда я принял этот дом, первой мыслью было его реконструировать, хотя этот дом не был историческим памятником. Но когда специалисты его обследовали, они поняли, что при реконструкции дом просто развалится. Поэтому было принято решение дом снести, заказать проект и построить нормальную новую гостиницу. Проект стилизован под окружающие постройки, прошел все этапы согласований, мы сделали все, что от нас требует законодательство.

Несколько лет вы управляли гостиницей «Нижегородская», которая существовала еще при Советском Союзе. Теперь строите новую. Что проще — провести реновацию существующего гостиничного объекта или построить отель с нуля?

Проще с нуля. У «Нижегородской» было шикарное место, было много номеров. Но там было не развернуться с точки зрения реконструкции: бетонные стенки, несущие перегородки. Там нельзя было проявить себя. А здесь мы больше года сидели с проектировщиками и до мелочей продумывали, какой будет наша гостиница. Эту гостиницу я делаю для себя. К тому же по моему отелю гости будут судить и о городе в целом!

Внешнеполитическая ситуация, валютные колебания способствуют росту внутреннего туризма?

Конечно! Уже способствуют. У меня есть еще один гостиничный проект — загородный отель «Река чаек» на Ветлуге в Краснобаковском районе. И могу сказать, что в этот Новый год людей к нам приехало на 30% больше, чем в прошлом году. Сейчас гостиницы, которые являются отелями выходного дня, туристическими базами, получили шанс себя хорошо проявить. Люди все равно привыкли отдыхать, и если это стало дорого делать за рубежом, они поедут смотреть свою собственную страну, в том числе свою область.

Но ведь российский бизнес достаточно специфичен. Вот, например, прекратили поставки продуктов из Европы, так наши производители взвинтили цены на собственную продукцию. Не получится ли так же и с гостиницами: отельеры увидят, что за границу людям ездить дорого, что становится больше внутренних туристов, и повысят расценки?

Да, это называется «бизнес по-русски». Но рыночные отношения в стране все-таки есть, и если мои коллеги будут поднимать цены, люди к ним просто не поедут. Так что если повышение и будет, то незначительное.

В бизнесе всегда есть два варианта получения прибыли. Первый вариант — это когда ты повышаешь цены, и тебе кажется, что и выручка у тебя станет больше. Ни фига подобного! А второй вариант — повысить прибыль за счет оборота, то есть сделать цену меньше, но пропустить через себя большее количество людей и в конечном счете получить больше денег.

А какой вы считаете оптимальной стоимость номера в нижегородской гостинице?

Стоимость для каждой «звезды» своя. Лично для меня всегда существовало правило: в гостиницу стоимостью свыше 100 евро за номер я не селюсь. Но сейчас это правило уже не действует, 100 евро теперь — это 7500 рублей. И, естественно, для Нижнего Новгорода это нереальные цифры. На мой взгляд, оптимальной является цена в 2500–3200 рублей за ночь.

В целом гостиничный бизнес прибыльный?

Прибыльный, но долгоиграющий. Например, отель, который я сейчас строю, окупится через 14–17 лет. Хотя еще лет десять назад срок окупаемости составлял семь-десять лет.

Это следствие роста конкуренции?

Бог его знает! С одной стороны, гостиниц так или иначе становится больше. Это раньше их было раз-два, и обчелся. Конкуренция есть, она с каждым годом и с каждым месяцем становится все сильнее, но, с другой стороны, она не такая, как в Москве или, например, в Екатеринбурге. Борис Немцов в свое время называл Нижегородскую область «краем непуганых журналистов». Я бы то же самое сказал в отношении гостиничного бизнеса. Пока Нижний Новгород — это край непуганых отельеров.

Беседовал Максим Калашников

Фото: Роман Бородин

Поделиться: