16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2017

Таинство гармонии мироздания

И. И. Левитан. Баржи. Волга. 1889. Собрание НГХМ

 

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

В чем заключается красота и радость жизни? По словам художника Константина Коровина, это «дружба, солнце, река, цветы, смех, трава, природа, дорога, цвет, краска и форма…». Отношение к природе и ее обитателям является важнейшей частью культуры любого народа. Природа – наш дом! Вопросы «человек и земля», «человек и судьба окружающей его природы», несомненно, находят отражение в произведениях искусства. Интересно, что творчество художников-пейзажистов, пейзажные мотивы являются в том числе и проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, стремление ее защищать, сохранять и приумножать ее богатства. Жизнь человека и природы неразделимы. Однако наша современная жизнь порой нарушает естественный союз земли, воды, неба и человека. Отсюда и исходит глобальная проблема – экологическая.

И. И. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Собрание НГХМ

Пейзажисты или мастера анималистического жанра всегда очень тонко относились к натуре. Например, Исаак Левитан воспитанников своего пейзажного класса возил на ученическую дачу на этюды «заражаться природой» и считал, что надо не только иметь глаз художника, но и внутренне чувствовать природу, слышать ее музыку, проникаться ее тишиной, любить ее. Сам он, будучи охотником, ходил на тягу вальдшнепов не ради самой охоты, стрельбы, но за короткими моментами пробуждения природы, вечерними зорями ранней весны, милыми сердцу звуками леса. Ивану Шишкину, искреннему любителю леса, также свойственно глубокое понимание природы и проникновение в ее жизнь, вера в животворящую силу и величие русского пейзажа. Недаром художника называли «лесной богатырь-художник»: и внешний вид художника, его крупная фигура, и звучание его полотен заставляют задуматься над вечностью бытия. Ведь именно природа, родные края раскрыли свои тайны живописцу, и он со всей щедростью отдавал русскому пейзажу свою любовь, выражая в картинах свое отношение к миру! Шишкин не просто любовался красотой бескрайнего русского леса, он видел в нем вдохновение и источник жизни. Виртуозно владея кистью, он рачительно относился к великой кладовой природы, раскрывая в своих холстах непридуманную естественную красоту и палитру. Интерес к мельчайшим деталям — травинке, веточке, ручейку, тропинке, мостику — при отсутствии на картине фигур людей и животных, но с намеком на их постоянное присутствие с особой силой выражают бережный взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное.

А. С. Степанов. На водопой. 1916. Собрание НГХМ

Завершим разговор словами Константина Коровина, близкого друга Валентина Серова (мастера в изображении четвероногих), большого знатока животных, знавшего и понимавшего их нрав и повадки: «Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту, морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный. Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целый день и был пуглив ужасно. Постоянно водя длинными ушами, он все прислушивался и вдруг бросался бежать опрометью, ударялся башкой в стену. И опять, как ни в чем не бывало, успокаивался скоро. В доме он все же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе».

В. А. Серов. Портрет  К. А. Обнинской с зайчиком. 1904. Собрание НГХМ

Поделиться: