16+
Журнал / ЯНВАРЬ 2015

Будущее в прошлом

Нижний Новгород первым из региональных центров завершил широкомасштабный проект реконструкции исторического здания под пространство музея современного искусства. Уже в феврале 2015 года здание Арсенала Нижегородского кремля откроется в своем полном, обновленном виде, став «музеем великих надежд».

Первая очередь Арсенала открылась 27 апреля 2011 года. Разработку плана реконструкции взяли на себя московский архитектор Евгений Асс и архитектор-реставратор Александр Епифанов. В процессе реализации проект, безусловно, видоизменялся, от каких-то идей приходилось отказываться — конструктивные особенности самого здания диктовали свои условия.

Последние семь лет реставрационными и строительными работами занималось СМУ‑77 под началом Владимира Молоканова — руководителя филиала Российской ассоциации реставраторов. Проект затронул куда большие площади, нежели занимает непосредственно Арсенал. Работать приходилось и с кремлевскими стенами, к которым примыкает здание. Например, пришлось усиливать фундамент, который был продлен на полтора метра вниз. А все земляные работы проводились при обязательном участии археологов. В этом заключается еще и историческая ценность реставрации — в процессе обновления здания были обнаружены давно утерянные свидетельства о жизни Нижнего Новгорода прошлых веков.

Двор Арсенала украсит самая длинная лавка в городе

В буквальном смысле по кирпичику реставрировали знаменитые стены Арсенала. Стандартные материалы для этого не подходят, поэтому специалистам — настоящим асам своего дела — приходилось точно вымерять размеры образовавшихся пустот и по сделанным меркам заказывать на заводе новые бруски.

Отдельная часть работ — это инженерные сети, а всего в обновленном Арсенале их 16 видов. Задача и сложность ее выполнения, по словам Владимира Молоканова, состояли в том, что все коммуникации необходимо было скрыть — они не могли проходить по «полотну» выставочных стен.

В начале декабря уже прошлого, 2014 года, директор Приволжского филиала ГЦСИ Анна Гор и генеральный директор СМУ‑77 Владимир Молоканов собрали в Арсенале журналистов, чтобы сообщить о завершении работ. «Мы на пороге очень важного события, — сказала Анна Гор, — мы ждали его 11 лет и даже не очень верили, что оно когда-нибудь произойдет. Это грандиозная, гигантская работа!» По определению Владимира Молоканова, проект уникален не только по российским меркам и носит международный уровень.

Трансформация современности

Итак, почти семь тысяч квадратных метров — такова теперь площадь Арсенала. Из них две тысячи «квадратов» — непосредственно выставочное пространство. Но начнем со двора, а это дополнительная территория. «Двор теперь — это не просто двор, — рассказывает Анна Гор. — Теперь это Kunstplatz (“пространство искусства”), художественная площадка». Здесь, например, установлена самая большая лавка в городе, которая, как признается Анна Марковна, «выполнена в совершенно странных для нашего глаза параметрах: она широкая, потому что она может быть и подиумом, и местом для отдыха, и вообще может быть использована для разных целей».

Меняющаяся этажность залов позволяет выставлять арт-объекты совершенно разных объемов

Когда сойдет снег, гости Арсенала смогут увидеть еще одно новшество двора — настоящие трамвайные рельсы, выложенные на всем его протяжении. По ним, согласно замыслу филиала ГЦСИ, будет передвигаться площадка-трансформер, которая при необходимости может становиться и сценой для концертных выступлений, и постаментом для арт-объектов, и опорой для рекламных конструкций.

Новые подъезды самого Арсенала огорожены прочным стеклом. В этом сочетании, которое повторяется и внутри здания, заключается сама идея реконструкции: старое сочетается с новым, прошлое — с будущим, история — с современностью. Главным же входом в здание станет его правое крыло, ближнее к Дмитриевской башне. Функциональным останется и подъезд левого крыла (через него посетители привыкли заходить в Арсенал) и новый, расположенный по центру вход, приспособленный для малоподвижных групп граждан. Он оборудован пандусами и ведет напрямую в выставочную зону.

Зайдя в Арсенал через правое крыло, посетители окажутся в холле со стойкой администратора и билетера. Пол холла выложен коваными плитами. Это «новодел», но выполнен он в строгом соответствии с историческими образцами — теми, которые сохранились в левом крыле. Совершенно новыми являются и прямоугольные колонны, они специально выкрашены в светлые тона, целенаправленно контрастируя со сводчатыми стенами из красного кирпича. Холл оборудован лифтами, а лестницы из него ведут в гардероб (на «минус первый» этаж), в выставочные залы центрального пространства и на этажи правого ризалита. Там со временем появятся новые функциональные пространства: современная студия звукозаписи (как для нужд самого Арсенала, так и для нижегородских музыкантов в целом) и резиденция художников. В ней смогут работать приглашенные авторы, задействованные в «арсенальских» проектах.

Основная часть новой очереди Арсенала — это, конечно, выставочный зал. Металлические колонны в окружении кирпичных стен создают своего рода перспективу из прошлого в будущее, а меняющаяся этажность залов (с одной стороны — двухъярусная галерея, с другой — многометровый холл, увенчанный деревянным балочным потолком) позволяет выставлять арт-объекты совершенно разных величины и объема.

В ходе реставрационных работ было заменено около 40% кирпичей в стенах Арсенала

На галерею второго яруса выставочного пространства выходят и арочные окна еще одного помещения — детского центра. Они застеклены, поэтому дети, находясь внутри, будут видеть взрослых, осматривающих экспозиции, а взрослые — детей, занимающихся в центре. И это снова отсылает к идее единства времен: разница поколений весьма призрачна, то, что сегодня считается будущим, завтра становится настоящим. «Для нас дети — это приоритет, просто потому, что если мы сейчас ими не займемся, то через 10 лет у нас не будет публики», — объясняет Анна Гор.

Офисные помещения, разделенные аж на четыре этажа, представляют собой своеобразную этажерку с эффектными лестницами и открытыми пространствами-балконами для проведения рабочих встреч и презентаций.

Пожалуй, единственное пространство «первой очереди» Арсенала, которое сохранит свое функциональное назначение после открытия всего здания, — это киноконцертный зал. Кафе «переедет», а нынешний выставочный зал превратится в большую медиатеку.

На верхнем этаже правого крыла появится студия звукозаписи и резиденция художников

Музей великих надежд

Как минимум на какое-то время Арсенал станет самым большим региональным центром современного искусства и самым крупным филиалом ГЦСИ. И для Нижнего Новгорода это, безусловно, событие. «Даже в Москве такого пока еще нет, хотя будет, и будет много больше. Но уже сейчас можно сказать, чем мы отличаемся — репутацией. Она у нашего центра вполне достойная. Мне кажется, это то, чем можно гордиться», — радуется Анна Гор.

Таким на выставке «Музей великих надежд» будет арт-объект, посвященный Надежде Сусловой

Первая выставка в обновленном Арсенале откроется в феврале и тоже станет уникальной как по своим масштабам, так и по концептуальной идее. По словам Анны Марковны, проект будет в равной степени адресован и взрослым, и детям, и знатокам, и людям, впервые встречающимся с современным искусством: «А самое главное — она интересна жителям нашего города, поскольку посвящена культурным героям нижегородского пространства: от Ивана Кулибина до Ростислава Алексеева через Балакирева, Горького, Нестерова, Чкалова, Бонч-Бруевича, Шухова и других людей, которые оставили свой след в Нижнем Новгороде». В проекте примут участие известные российские художники и нижегородские авторы. Многие из них уже представили эскизы будущих работ. Но современное творчество здесь, как и во всем Арсенале, будет сочетаться с историей — на выставке будут представлены документы и экспонаты из других нижегородских музеев: Литературного музея А.  М. Горького, музея Нижегородского государственного технического университета имени Р.  Е. Алексеева, музея науки «Нижегородская радиолаборатория» и т. д.

И совсем неслучайно эта первая экспозиция будет называться «Музей великих надежд». Арсенал всегда был таким музеем — великих надежд, воплощаемых в реальность.

Текст: Максим Калашникова

Фото: Роман Бородин

Поделиться: