Журнал / ЯНВАРЬ 2015

Возвращение мистера Икс

Новая постановка спектакля «Мистер Икс» стала большим праздником не только для нижегородского зрителя, но и для самого театра оперы и балета. Премьера оперетты одновременно совпала с бенефисом двух мастеров, без которых невозможно было бы представить музыкальную сцену нашего города, — народной артистки России Ларисы Зыряновой и главного режиссера театра, заслуженного артиста России Дмитрия Суханова. Именно благодаря последнему «Мистер Икс» вновь возвращается в репертуар нижегородского театра.

Оперетта венгерского композитора Имре Кальмана хорошо знакома нижегородским театралам. Ровно пять лет назад состоялась премьера экспериментального проекта, совместившего цирковое и театральное искусство. Дмитрий Суханов поставил спектакль «Мистер Икс» под куполом Нижегородского цирка и вывел на арену оперных исполнителей. Премьера получилась зрелищной, однако спектакль прошел всего десять раз. На сцене самого театра оперы и балета произведение Кальмана было поставлено в далеком 1949 году, и вот спустя более полувека одна из любимейших оперетт вернулась в репертуар.

По задумке режиссера, роль директора цирка нашла женское воплощение

В новом спектакле задействован практически тот же состав, что и в цирковом варианте. Дмитрий Суханов, как и пять лет назад, выступил в качестве постановщика, а также исполнителя главной роли — загадочного мистера Икс, покорившего Париж и сердце первой красавицы Теодоры Вердье. Образ главной героини — принцессы цирка — вновь воплотила солистка Ульяна Старкова, лауреат премии «Нижегородская жемчужина». Молодая актриса и главный режиссер театра уже не в первый раз играют влюбленных, и в новой постановке зрители увидели в отношениях мистера Икс и парижской красавицы особую магию, которая рождается в творческом дуэте многолетних партнеров по сцене. 

На сцене театра воссоздана атмосфера цирка начала ХХ века

Новую постановку «Мистера Икс», в отличие от эксперимента на арене цирка, можно назвать классической. Как признается режиссер, ему не хотелось править произведение Кальмана. Однако одно отличие, ставшее изюминкой премьеры, внимательный зритель сразу отметит. Роль директора цирка получила женское воплощение. Как объяснил Дмитрий Суханов, на то было несколько причин. «В оперетте Кальмана директор цирка — мужчина, а у меня — женщина, и это связано с тем, что у нас есть две талантливые актрисы, которых я увидел в этой роли. Ни для кого не секрет, что женщины сегодня часто занимают руководящие должности, поэтому это некая дань нашему времени. В остальном эта оперетта, конечно, о любви, и директор цирка не устоит перед обаянием мистера Икс и будет отчасти претендовать на его сердце».

Главные роли исполнили Ульяна Старкова и Дмитрий Суханов

Атмосферу Парижа начала ХХ века воссоздали великолепные костюмы и декорации, над которыми работала художник театра Алла Шаманина. В первом акте зрители попадают на арену, затем в роскошный сад барона де Кревельяка, где правит бал великосветское общество, и, наконец, в ресторан «Зеленый попугай», принадлежащий мадам Каролине. Именно эту роль исполнила вторая бенефициантка Лариса Зырянова. Как признается актриса, эта роль вошла в число ее любимых: «Я много лет работаю на сцене нижегородского театра. Однако сейчас я перешла в несколько иное амплуа. Я устала играть любовь и страдание и сейчас выбираю несколько комические роли, в которых чувствую себя органично». 

Текст: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин

Поделиться: