Журнал / ЯНВАРЬ 2018

Владимир Чикишев: «Нет ничего лучше активного созидательного действия»

Детский театр «Пиано», в котором играют воспитанники Нижегородской школы-интерната для глухих детей, — беспрецедентный для города пример социокультурной, гуманистической, образовательной, терапевтической, благотворительной практики, описание и осмысление которой — предмет будущей серьезной научной работы. Художественный руководитель и режиссер театра Владимир Чикишев убежден: нет ничего более серьезного, чем игра.

Владимир, каким сейчас, на рубеже 2017–2018 годов, вы видите место театра «Пиано» в структуре школы-интерната для глухих детей и вообще в городе? Что же это за явление?

Я убежден, что дело не в вывеске, не в обозначении статуса — как правильно определить, история покажет. Да, вопрос статуса театра «Пиано», проросшего из почвы школы-интерната, до сих пор не решен, а значит, нет ясности с его финансированием. Конечно, эти вопросы должны решать официальные структуры, власть, департаменты и комитеты. Пока что театр растет благодаря нашим усилиям, таланту детей и огромной помощи волонтеров. Откуда появляются эти люди-добровольцы? Мне сложно ответить. Это одно из чудес нашей жизни. Но они есть, они приходят и помогают. И вот эта энергия действия говорит нам о том, что мы все же живем в добром мире. Вопрос в том, кто и как кристаллизует эту доброту. Что должно произойти, чтобы люди помогали? Можно их просить, убеждать, призывать. Но наша задача — сформировать несколько иной кристалл, иное отношение, иной взгляд на благотворительность, помощь.

В чем вы видите эту инаковость?

Мы называем это «действенная благотворительность», «энергия действия», когда возникает не просто желание помочь, а поучаствовать, включиться. А желание включиться сопряжено с совершенно другим воодушевлением, качеством внимания, присутствия. Мы как будто оживаем в этом момент. Вот театр, на мой взгляд, — это искусство настоящего. Настоящих отношений, настоящего адреналина, настоящего преодоления — здесь и сейчас.

Театр — это на первый взгляд какая-то несерьезная игра в вымысел, но она содержит глобальные, серьезные смыслы для всех людей — любых социальных групп и возрастов. Можно прививать общепринятые правила поведения, декларировать нравственные установки и видеть, что они не усваиваются, не приживаются. И есть игра, есть совершенно другой действенный ключ, который помогает усвоить очень важные составляющие жизни, ее главнейшие законы, понять, что мы живем среди людей, и у нас есть возможность либо наблюдать со стороны, либо включаться, и мир — дорогу осилит идущий — на твои усилия откликнется.

Только действуя, пробуя свои силы, ребенок может развиваться

Жизнь меняется ежесекундно, каждый день в классах мы видим уже других, изменившихся детей — какие же шаблоны могут тут действовать? Каждый раз это открытие, знакомство, налаживание связей. И это возможно только через действие. Насколько это важно для детей с ограниченными возможностями, которые зачастую боятся жизни, боятся проявлять себя, у них может не быть внутренней опоры, и нужно помогать им почувствовать свою правоту. Других моделей нет. Назидательная модель «слушай меня, делай как я» зачастую работает в обратную сторону — очень большие издержки, слишком много потерь на этом пути. Как только жизнь начинает ломать этот сценарий, ребенок или молодой человек оказывается неготовым реагировать и действовать, происходит уход в более спокойное существование. Ребенок становится пассивным потребителем и в ожидании Деда Мороза может провести всю жизнь, не созидая, не действуя. Эта модель формируется и передается по наследству. А нужно самому становиться Дедом Морозом, понимаете!

Театр как терапия, обязательный школьный факультатив?..

И терапия, и школа жизни, и образовательный процесс, и путь взросления — вы можете выбрать определение для себя. Я убежден, что нет ничего лучше активного созидательного действия. Пожалуй, только взаимодействие. И театр как коллективное искусство учит именно этому. Он моделирует жизнь таким образом, что ребенок в конечном счете получает необходимый запас навыков, умений, для того чтобы ему во взрослой жизни было легче коммуницировать, легче взаимодействовать в разных ситуациях и на разных уровнях.

Возьмите детей в песочнице. Вот идеальная модель, когда люди делают каждый свое, никто никому не мешает, все как-то друг с другом договариваются, и в результате получается продукт. Куличики, замки, города… Притом делается это еще и для кого-то, чтобы похвалили, чтобы была возможность поделиться, чтобы мама увидела, как красиво получилось. Как мы можем нарушить этот процесс, как мы можем отделить песочницу от школы, утверждать, что школа — это не цирк, не театр, не песочница? Неужели только место, где оказывают образовательные услуги?

Попытки вывести «Пиано» на какие-то шаблонные сценарии чреваты потерей важных смыслов. Поэтому и так сложно с нормативами. Мы песочница, мы театр. Здесь другие нормативы и другие критерии. Качество влюбленности, яркость глаз, звонкость смеха, снижение уровня страха… Как это оценить, по какой шкале?

Вы много говорите о том, что театр «Пиано» стал уникальной социальной практикой, которая качественно меняет саму школу.

«Школа — театр — дом» — именно в этом концепте развития школы-интерната через театр и заключена наша уникальность. Я вас уверяю – вы такого больше в мире нигде не найдете. Театр движет школу, и мы можем доказать это в теории и на практике, в цифрах и фактах. 27 декабря мы открыли медицинский центр, а раньше были мастерские, новый зал, грандиозный ремонт – это все театральная инициатива. Театр творит школу. Это инновационный, инвестиционно привлекательный и очень рентабельный процесс, сюда имеет смысл вкладывать. Просто секреты этой рентабельности, этой эффективности не лежат на поверхности, они скрыты. Дети играют в театр, а школа меняется. Кто знает, может, это и есть закон жизни?.. Только вот как это доказать серьезным взрослым людям?

11-й фестиваль «Школа искусств» объединил воспитанников школы-интерната и детей из школ и детских домов Нижнего Новгорода и области

Школа-интернат – это 67 воспитанников, около 40 педагогов и преподавателей, а также технические сотрудники. Дети находятся здесь пять дней в неделю в течение 11 лет, и если ничего не менять, результат будет неутешительным.

В декабре состоялся уже 11‑й инклюзивный фестиваль «Школа искусств», когда интернат открывает двери для всего города. В 2018 году этот формат сохранится?

Конечно, просто каждый раз он содержательно меняется. Пока мы шли по самому простому пути организации мастер-классов, групповых занятий. Но мы готовы усложнить задачу для наших детей — усилить самостоятельную работу, сделать акцент на личностном проявлении каждого. Подготовка такого фестиваля индивидуальных действий требует больше времени и сил, но оно того стоит.

Но эти фестивали — не единственные события в жизни наших детей. Событийный ряд у нас колоссальный! Поэтому нам сказочно повезло. Мы не ведем теоретических бесед, мы каждый день на практике видим чудо детского театра. Это живая лаборатория.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены театром «Пиано».

Поделиться:
Скрыть рекламу

Современная классика

Уникальное расположение, премиальная концепция и безупречная репутация девелопера, делают его наиболее привлекательным объектом нижегородского рынка недвижимости бизнес-класса.

domnasvobode.ru