Журнал / ЯНВАРЬ 2018

Эдуард Фертельмейстер: «Этот музыкальный год был очень успешным»

26 декабря 2017 года исполнилось 70 лет Эдуарду Борисовичу Фертельмейстеру – композитору, дирижеру, педагогу, руководителю, имя которого является знаковым для музыкальной культуры нашего города. Жизнь народного артиста России Эдуарда Фертельмейстера связана с Нижним Новгородом. Здесь он родился, вырос и получил заслуженное признание. Здесь развил свой талант и вложил его в театр, в преподавание, в общественную деятельность и, конечно же, в музыку. Именно о музыке мы и побеседовали с Эдуардом Борисовичем накануне праздничных мероприятий, приуроченных ко дню рождения мастера

В одном из недавних интервью вы сказали: «В профессии я считаю себя счастливым человеком». Какие события своей жизни вы пережили как самое настоящее творческое счастье?

Самое первое событие, которое мне запомнилось в жизни с точки зрения моего творчества, это выступление ансамбля «Ровесник» по телевидению с моей первой песней, которая называлась «Твои глаза». Мне тогда было 17 лет, и эта песня широко пошла после одной-единственной передачи по телевидению… Ее стали петь. Ее напечатала «Ленинская смена», в те годы — хорошая молодежная газета. И это мне показалось хорошим знаком для будущей карьеры, для движения в сторону музыканта.

Еще одно важное событие произошло в 1968 году, когда мне было 20 лет. Это участие ансамбля «Спектр» во Всесоюзном телевизионном фестивале «Искусство молодых» и присуждение ему первого места. Ансамбль состоял из студентов консерватории и училища, и они исполняли два моих произведения: песни «Жди» и «Баллада». Это был как раз тот случай, когда «мы утром проснулись знаменитыми». Руководил жюри известный композитор Микаэл Леонович Таривердиев. Именно он тогда меня заметил, благословил и многие годы консультировал, поддерживал и даже защищал, когда на меня были разного рода нападки со стороны коллег-композиторов.

А нападки начались тогда, когда вы стали первым композитором, представившим в Нижнем Новгороде мюзикл…

Да, в 1983 году мюзикл «Песня о Данко» поставил Борис Наравцевич в тогда еще Горьковском ТЮЗе. Это был действительно первый мюзикл. А в то время боялись даже слово это — «мюзикл» — произнести, и он назывался музыкально-поэтической фантазией. Написал либретто Марк Розовский, движения ставил известный актер Игорь Ясулович, то есть команда подобралась неплохая, и этот мюзикл шел с бешеным успехом в театре. И в День города его показывали на площади Минина. Ну, и многим коллегам такой успех совсем не понравился. Я, как говорится, «получил по макушке». Вот тогда на очередном пленуме Союза композиторов Микаэл Леонович меня защитил, и я ему по сей день очень благодарен.

Это и было вашим настоящим прорывом?

Конечно, с точки зрения профессии этот мюзикл явился моим творческим прорывом. После него были и другие: «Черт попутал», «Дикая собака Динго», опера-мюзикл «Коко Шанель. Страницы жизни», мюзикл в водевильных тонах «Красавец мужчина». Но именно тогда, в 1980‑е, я как музыкант и как человек научился «держать удар». Я понял, что не все зависит от музыки, есть и другие темы в нашей жизни для того, чтобы говорить о том, что хорошо, а что плохо. И это было моментом осознания себя и правоты своего дела.

Мюзикл в водевильных тонах «Красавец мужчина» открыл новый сезон Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина

Какие драматические постановки стали для вас самыми значительными как для театрального композитора?

В театре у меня было очень много интересных и удачных постановок и с точки зрения моей собственной работы, и с точки зрения вообще получившегося спектакля: «Виндзорские насмешницы», «Мещанин во дворянстве», «Лекарь поневоле», «Ревнивая к себе самой», «Дуэнья», «Алеша», «Запах спелой айвы», «С любовью не шутят», «Ромео и Джульетта», «104 страницы про любовь», «Валентин и Валентина», «С любимыми не расставайтесь»… Спектаклей было множество, их более ста, и добрым словом хочется вспомнить всех: и режиссеров, и актеров, и театры.

Как, на ваш взгляд, развивается музыкальный театр в Нижнем Новгороде? Каковы основные тенденции?

Мне кажется, что в настоящее время российский театр, и нижегородский в частности, синтезируется. И музыкальные театры идут в сторону большего драматического искусства, а драматические — в сторону музыкального. И дальнейший синтез этих театров, на мой взгляд, необратим. Приходят все новые и новые средства воздействия на слушателя — более мощные, более сильные. Используются новейшие технологии, не обязательно связанные со звуком и с музыкой, а с видеорядом, например. И все это входит абсолютно во все спектакли — и музыкальные, и не музыкальные, и все они, по сути, между собой объединяются.

Как вы оцениваете прошедший музыкальный год?

Может быть, я буду нескромен, но прошедший музыкальный год надо оценивать с точки зрения развития двух коллективов: Нижегородской государственной академической филармонии имени М. Ростроповича, которая отметила свое 80‑летие, и Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, которая отметила свое 70‑летие. Два этих мощнейших учреждения, одно — исполнительское, другое — образовательное, формируют музыкальный климат нашего города. Конечно же, на этот климат влияют и Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, и Нижегородский камерный театр оперы и музыкальной комедии имени В. Т. Степанова, и оркестры, и хоры, и другие коллективы, но основоположники все-таки — два этих крупных коллектива. И в связи с тем, что они отметили эти значительные даты в 2017 году, они прозвучали очень широко и громко по всей нашей стране. И их высокое качество было отмечено всеми, поэтому мне кажется, что этот музыкальный год был очень успешным.

Каковы перспективы консерваторского образования в Нижнем Новгороде?

Консерваторское образование должно продолжаться так же активно, как и в данный момент. Необходимо только решить один очень важный вопрос — открытие специальной детской музыкальной школы при консерватории, школы-десятилетки для особо одаренных детей. Если у нас будет такой, как говорится, «питомник» для пополнения консерваторского студенчества, можно будет не беспокоиться о прекрасном музыкальном будущем Нижнего Новгорода.

На гала-концерте в честь своего юбилея Эдуард Фертельмейстер сам встал за дирижерский пульт (фото Анастасии Тиминой)

А каковы перспективы выпускников консерватории?

Перспективы наших выпускников очень радужные. У нас существует так называемая «Ярмарка выпускников», которая проходит каждый год. И многие коллективы и организации хотят видеть у себя именно наших студентов, завершивших обучение. Между работодателями существует даже конкуренция! Кстати, 97% выпускников‑консерваторцев работают по специальности, а это очень и очень высокий процент.

Чем вы займетесь сразу после того, как отпразднуете юбилей?

Отдохну. После того как отдохну — почитаю. А потом — займусь музыкой.

Беседовала Елена Минская

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов, Анастасия Тимина.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Шопинг со вкусом

С 9 по 31 января посетитель ТРЦ «Седьмое небо», совершивший единовременную покупку на сумму от 3000 рублей, получает сертификат в ресторан грузинской кухни «Хачапурия».

7nebonnov.ru