16+
Журнал / ЯНВАРЬ 2019

Вера Горшкова: «У театра такая волшебная сила!»

2019-й объявлен в России Годом театра, и, конечно, для Нижнего Новгорода как одного из театральных центров нашей страны это событие значительное. Именно поэтому мы решили поговорить с художественным руководителем детского театра «Вера» и о событиях, сформировавших год ушедший, и о творческих планах на новый год.

Вера Александровна, какое событие в ушедшем году стало знаковым для театра?

Главным событием было то, что мы, наконец-то, 1 июня 2018 года въехали в свой дом на Мещерском озере. И мы не просто въехали — мы въехали и тут же открыли сцену, и начали играть. Это было непросто. Из репертуара необходимо было убрать те спектакли, которые уже накатались и устали за пять лет жизни, им на смену должны были прийти новые, то есть театр должен был сменить репертуар. Но работать все равно надо было начинать с теми постановками, которые лежали законсервированными, которые не заигрались. Или, например, такой спектакль, как «Дикий» (6+). Его было жалко терять. Он игрался в роскошном интерьере усадьбы Рукавишниковых. Когда же мы вышли на сцену нашего нового дома, от спектакля остались одни костюмы. А стены голые и свет не ложится… Но у театра такая волшебная сила! Спектакль ожил и играется.

Площадка огромная, но ее надо было освоить. Все было новым, все: вход и выход на сцену, приближение к первому ряду зала, подача звука, а самое удивительное — менялась картинка. Технические возможности в театре теперь замечательные — все новое, современное, удобное, и надо было учиться с этим работать, надо было научиться все делать с самого начала.

«Театру нужен постоянный дом, со своей аурой, по-настоящему родное место. Здесь наши прежние постановки словно переродились — появились новые интонации, новое внутреннее содержание, новая выразительность»

И, конечно, начались изменения не только технические, но и творческие, потому что мы повзрослели и изменились за пять лет скитаний. А ведь артист — это живой человек, ему нужно себя перестроить полностью, чтобы найти точную интонацию, которая была бы подлинной именно в этом зале. И спектакль — живое существо. Он может жить на горе, под лодкой, на берегу реки, на сцене Дворца культуры имени Орджоникидзе, в Балахне, Заволжье и на школьной площадке, где вообще всего два фонаря. И при этом этот живой спектакль постоянно меняется и, как и человек, может уходить, если ты не находишь для него новых красок. И когда он вдруг попадает в пространство своего дома, он хочет зажить совсем по-другому. И это совсем другая энергетика.

А насколько важно для театра иметь все-таки свой дом?

Это бесценно. Мы просто купались в этом счастье — быть дома. Это было просто как первое свидание, когда старый спектакль на этой сцене вдруг рождался вновь. Мне кажется, что мы все до сих пор в состоянии счастья. А счастье заключается в том, что ты можешь репетировать в том пространстве, в котором будет рождаться спектакль, в котором он будет жить. Понимаете, окружающая атмосфера при создании спектакля играет очень большую роль. Это в чем-то сродни воспитанию ребенка. С одной стороны, это возможно и даже здорово — на протяжении каких-то лет работать на выездных площадках. Так расширяется творческий диапазон. Но театру нужен постоянный дом, со своей аурой, по-настоящему родное место. Здесь наши прежние постановки словно переродились — появились новые интонации, новое внутреннее содержание, новая выразительность.

Театр — это живая материя. И могу сказать, что наш театр всегда, в самых разных условиях сохранял эту внутреннюю жизнь, горение. И когда наступает момент, как сказал великий: «Или священнодействуй, или убирайся вон!» — приходится священнодействовать. Иначе просто нельзя.

1 июня 2018 года состоялось торжественное открытие здания детского театра «Вера» на Мещерском бульваре1 июня 2018 года состоялось торжественное открытие здания детского театра «Вера» на Мещерском бульваре

Третья культурная премия «Перо Жар-Птицы» по праву была присуждена театру «Вера». И ваша фраза «„Перо Жар-Птицы” исполняет мечты» стала за этот год крылатой не только среди нижегородских театральных деятелей, но и среди всех работников сферы культуры…

Я не верила, что мы получим эту премию. Когда пришло предложение участвовать в конкурсе, я подумала: «А что мы будем делать в торговом центре? Что играть? Что доказывать?» Но у меня была давняя мечта поставить спектакль о горьковском Данко, к этой идее я возвращалась много раз, ведь это безумно важно — говорить с подростками о смысле жизни, о том, зачем мы на этой земле. Ведь каждый из нас думает: «Я живу, но ведь зачем-то? Что я должен сделать? Что после меня останется?» А жизнь — такая маленькая, и мы так часто не успеваем сделать то, ради чего пришли в этот мир, да мы даже порой и не понимаем, зачем мы здесь. Ведь это безумно важно. И вот нам всем очень хотелось поговорить со зрителями именно об этом. И победа в конкурсе очень помогла реализовать эту мечту. Мы даже учредили почетный знак театра «Вера» «За неравнодушное отношение к чужой беде» в виде ладошки, в которой горит пламя. И в день премьеры «Пламени Данко» (12+) прошло первое вручение.

Без премии «Перо Жар-Птицы» мы не смогли бы поставить этот знаковый для нас спектакль ни физически, ни финансово. Поддержка культуры была актуальна всегда. Без помощи государства, без помощи меценатов развиваться, творить, а порой просто выживать невозможно. Мне кажется, если культуру не поддерживать, то мы вымрем. И это будет самая страшная беда на Земле.

«Без премии “Перо Жар-Птицы” мы не смогли бы поставить этот знаковый для нас спектакль ни физически, ни финансово. Поддержка культуры была актуальна всегда. Без помощи государства, без помощи меценатов развиваться, творить, а порой просто выживать невозможно»

Премьера спектакля прошла в сентябре. Как зрители принимают постановку?

Очень трудно играть легенду. Постоянно тянет к изображению, ведь это было когда-то очень давно. В материал надо войти и соединиться с сегодняшним залом, чтобы современному зрителю было интересно, чтобы он находил параллели со своей жизнью. Иначе нет смысла делать все это — брать на себя смелось говорить со зрителями от сердца к сердцу. В этой исповедальности рождается не просто легенда, в ней рождается наша жизнь. В финале весь зал замирает, всех охватывает внутренний трепет, все сидят очень тихо и не аплодируют. И так происходит каждый спектакль. И это — большая удача, очень важный этап в жизни театра. Я бесконечно благодарна за то, что это произошло с нами.

Как сегодня развивается детский театр в нашей стране? Куда он идет?

Все когда-то были детьми, правда, мало кто об этом помнит. Зачем вообще нужен театр для детей? А для того чтобы маленький человек черпал впечатления. Можно, конечно, смотреть кино, играть в компьютерные игры, но это все виртуально. Театр — единственное искусство, где живой артист — здесь и сейчас — действует, а зритель — соучаствует. Кто-то может сказать, что любой артист может сыграть в спектакле для детей. Я говорю: «Нет! Только богом поцелованный». Потому что ребенка обмануть нельзя. Он тут же почувствует эту фальшь. Вот мы только что вернулись из Москвы с фестиваля «Школьная классика», где играли наш спектакль «Ревизор» (12+) для подростков, ребят 14–15 лет. Мы играли спектакли при переполненном зале. Зрители хохотали и аплодировали. После спектакля наших артистов завалили цветами, благодарили, разве что не носили на руках… Значит, есть что-то такое в этом спектакле, что заставляет молодого зрителя вдруг услышать Гоголя и, возможно, захотеть его прочитать. Я во время спектаклей сидела в зале и все время получала от зрителей колоссальную силу и поддержку, потому что я понимала, что это – нация, это – будущее. А им это интересно. И мы на месте.

Победа театра в конкурсе на соискание третьей премии «Перо Жар-Птицы», учрежденной компанией «Столица Нижний», позволила воплотить давнюю задумку — поставить спектакль о горьковском Данко

2019-й объявлен Годом театра. Как проведет его детский театр «Вера?

Мы запускаем новый образовательный проект «Школа юного зрителя». Я поняла, что пришла та пора, когда нужно очень серьезно подойти к этой теме. Самое важное сегодня – это правильно воспитать своего зрителя. Современные дети спектакли смотрят как кино, по тому же закону. И мы должны не нравоучать, а преподнести в качестве игровой ситуации знания о театре. На выбранных нами спектаклях мы вместе с ребятами рассматриваем и обнажаем человеческие чувства, говорим о сценографии, о музыке к спектаклю, о театральных приемах. Мы проводим ребенка по этим ступенькам знаний, чтобы в конце обучения сказать: «Ты – зритель» и вручить ему медаль.

«В финале весь зал замирает, всех охватывает внутренний трепет, все сидят очень тихо и не аплодируют. И так происходит каждый спектакль. И это большая удача, очень важный этап в жизни театра. Я бесконечно благодарна за то, что это произошло с нами»

А в постановочных планах у нас — спектакль по «Обыкновенной истории» Ивана Гончарова. Мы решили подойти к теме молодого человека в этой жизни.

Конечно же, будет сказка для малышей.

А еще будет постановка шекспировской трагедии. Несколько лет назад я нашла самый первый вариант «Гамлета». Его долго не переводили, и года два назад неожиданно нашлись люди, которые перевели этот вариант, и он был опубликован в журнале «Современная драматургия». Мне показалось, что он подходит нашему театру, потому что он камерный, как раз для исповедального разговора. Вот такие наши творческие планы.

Спектакль «Пламя Данко» (12+), премьера которого состоялась 19 сентября 2018 года, стал ярким событием театральной жизни Нижнего Новгорода

Беседовала Елена Минская

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: