Журнал / ИЮЛЬ 2014

Бюджетный процесс

В прошлом году городская Дума 11 раз корректировала бюджет Нижнего Новгорода, доходная часть которого в итоге увеличилась с 17 до 23 миллиардов рублей. Дополнительные деньги тратятся на самое необходимое: ремонт школ, дорог, дворов, реализацию важнейших социальных программ. Как же организован бюджетный процесс? И, самое главное, как учитываются запросы простых нижегородцев при составлении и корректировании городской казны? Об этом нам рассказал председатель постоянной комиссии Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман.

Марк Фельдман, председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике

Марк Самуилович, как при разработке бюджета учитывается прогноз социально-экономического развития города?

В моделях бюджета, которые мы предлагаем, конечно же, учитываются все тенденции социально-экономического развития. Мы всегда ориентируемся на двух-трехлетний горизонт, причем не только смотрим вперед, но и оглядываемся назад. Это и есть четкий финансовый анализ, какой и должен служить основой любого бюджетного планирования. Мы оцениваем то, что происходило в экономике, в социальной и финансовой сферах за последние два-три года, говорим о том, что хотим предложить городу сегодня и завтра, а также планируем развитие ситуации в среднесрочном горизонте до трех лет. Так происходит всегда. Именно так организует процесс формирования бюджета и городской департамент финансов, с которым у нас в этом смысле полное взаимопонимание.

Как при этом учитываются запросы простых горожан?

Конечно, мы не просто учитываем мнение горожан, но и стараемся заложить в бюджет средства на решение практически всех конкретных запросов, или, как часто говорят финансисты, необходимостей. Чтобы потребности простого жителя города были учтены, ему вовсе не обязательно самому вписывать цифру в проект бюджета. Технически учет запросов горожан происходит следующим образом. Есть проблемы, за решение которых отвечают профильные департаменты, допустим, департамент строительства, образования, культуры и спорта и так далее. И есть запросы, которые решаются на уровне районов города. Чтобы в проекте бюджета были предусмотрены деньги на решение той или иной проблемы, запрос на это должен быть сформулирован профильным департаментом или районной администрацией.

Увеличение доходной части бюджета Нижнего Новгорода в 2013 году по месяцам (по данным департамента финансов администрации Нижнего Новгорода, млн руб.)

Но есть и депутатский канал. Депутаты городской Думы регулярно ведут прием в своих округах, к ним обращаются жители со своими проблемами, относящимися к компетенции местного самоуправления. Депутаты работают вместе с районными администрациями, аккумулируют эти предложения, которые затем поступают в профильные департаменты, где их обобщают, объединяют в блоки, и после этого они поступают в департамент финансов. На этом этапе происходит процесс сведения всей, казалось бы, разнородной информации в единую картину, и это напоминает сборку пазла.

Например, я веду прием жителей моего округа в Советском районе. Это должно происходить раз в месяц, но на практике встречи происходят гораздо чаще. В городе сейчас реализуется замечательная программа «Турник в каждый двор», которая встречает поддержку людей и приносит очевидную пользу. Еще до того как мы приняли эту городскую программу, жители района не раз просили меня помочь с установкой тренировочных гимнастических снарядов во дворах. За свои собственные средства я построил какие-то площадки, однако эта работа не носила системного характера и не была по-настоящему масштабной. Затем сами инициаторы развития дворового спорта обратились к главе города, и их инициатива нашла поддержку у Олега Сорокина. Совместно с районной администрацией мы внимательно изучили ситуацию в каждом дворе, поскольку решение об установке гимнастических снарядов должны принимать сами жители. Кто-то хочет иметь во дворе спортивную площадку, кто-то не хочет. Так что мы беседовали с горожанами, выясняли их мнение и в итоге смогли найти средства на установку турников для всех, буквально для всех, кто хотел бы видеть это спортивное сооружение у себя во дворе.

Несмотря на такой серьезный поход к разработке проекта бюджета, в течение года депутаты с подачи городского департамента финансов несколько раз корректируют бюджет. Почему так часто происходит коррекция?

Коррекция бюджета происходит не часто, а постоянно, это непрерывный процесс. В прошлом году мы 11 раз вносили поправки в бюджет. Запросов у города много, значительно больше, чем возможностей, поэтому не все потребности, даже очень важные, можно удовлетворить сразу. Мы классифицируем такого рода запросы на необходимости первого, второго и третьего порядка. В течение года открываются новые возможности, наличие которых связано с исполнением доходной части бюджета и появлением дополнительных источников финансирования, и мы направляем средства на решение проблем, которые являются самыми важными и неотложными.

На что были направлены дополнительные средства при корректировках бюджета Нижнего Новгорода в 2013 году

Сейчас идет летний период, а это время подготовки школ к следующему учебному году. Прошлым летом не хватало примерно 60 миллионов рублей, необходимых для ремонта крыш. Изначально при формировании бюджета мы не имели этих средств. Но, во-первых, это была необходимость первого порядка. Во-вторых, к лету у нас появились дополнительные средства, полученные в том числе за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного распоряжения городским имуществом. Естественно, мы приняли решение и скорректировали бюджет на эту сумму, направив деньги на ремонт школьных крыш. Вот это и есть конкретный результат постоянной работы с бюджетом.

А что представляет собой техническая работа с бюджетом, которую особо отметили эксперты в качестве одной из предпосылок повышения рейтинга Нижнего Новгорода?

Техническая работа с бюджетом заключается в постоянном кропотливом поиске возможностей экономии расходов и увеличения доходов. Ее часто называют «работой с копейкой», хотя на самом деле речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей.

К примеру, в прошлом году мы сэкономили более 130 миллионов рублей буквально «на днях», то есть на четком и осмысленном графике фактического использования кредитных средств. Когда открываешь кредитную линию в банке, то оговаривается общий объем денег, которые можно взять в течение года. Но эти деньги можно взять сразу, а можно брать понемногу и ровно в тот день, когда они действительно нужны. Если бы мы выбрали все деньги по открытым линиям, то заплатили бы больше. А поскольку мы работали в режиме «сегодня надо – взял, завтра не надо – погасил», то только на этом сэкономили более 130 миллионов рублей.

На таком вот ручном управлении мы экономим тут 130 миллионов,  там еще 20 миллионов рублей, и из этого складывается вполне приличный результат. Это и есть борьба за эффективность бюджета. И это действительно стало одной из посылок к тому, что международное рейтинговое агентство Standard & Poors присвоило Нижнему Новгороду такой высокий рейтинг.

Беседовал Иван Юдинцев

Фото: Роман Бородин

Поделиться: