16+
Журнал / ИЮЛЬ 2015

Фестивальный стандарт

Монументальная скульптура, изменившая ландшафт Волжской набережной, целый праздник венгерской народной музыки и танцы в исполнении десятков артистов на сцене театра драмы, выставка фотосупрематизма, объединившая творчество сразу трех художников, и арт-велопробег со скульптурными масками — все эти события сделали Дни Венгрии самым обсуждаемым культурным проектом Нижнего Новгорода.

С 9 по 12 июня столица Приволжья уже в четвертый раз стала центром венгерской культуры в России: здесь прошли традиционные Дни Венгрии — международный фестиваль, который был придуман в 2012 году, в преддверии открытия в Нижнем Новгороде почетного консульства этой европейской страны. За четыре года консульству удалось познакомить нижегородцев с лучшими образцами венгерской культуры самых разных направлений и видов искусства: классической опереттой, популярной музыкой, современным балетом, оптическими скульптурами, современной живописью и графикой. Впервые в России были представлены масштабные коллекции произведений выдающихся венгерских художников Тибора Чернуша и Виктора Вазарели. В 2014 году почетное консульство в рамках Дней Венгрии преподнесло в дар жителям города скульптуру оленя — символа Нижнего Новгорода — работы венгерского мастера Габора Миклоша Жоке.

В этом году Дни Венгрии, которые впервые прошли и в других городах России, порадовали не менее интересной программой, подтвердившей статус фестиваля как одного из главных событий в культурной жизни Нижнего Новгорода.

«Венгерская рапсодия»

Дни Венгрии открылись 9 июня гастролями Венгерского государственного ансамбля народного танца — крупнейшего профессионального ансамбля страны, выступившего в России впервые.

Представляя нижегородской публике ансамбль, посол Венгрии в РФ Янош Балла рассказал, что для Дней Венгрии были отобраны самые лучшие образцы венгерского искусства от фольклора до современности, так чтобы создавалось представление о культуре страны в целом. «Эта программа проходит не только в Нижнем Новгороде и в Москве, мы стараемся показать венгерскую культуру по всей России, но именно здесь, в Нижнем Новгороде, мы пытались преподнести что-то особое, оригинальное», — подчеркнул посол.

Венгерские гости во главе с послом Венгрии в РФ Яношем Баллой и почетный консул Венгрии Элада Нагорная ответили на вопросы журналистов

Масштабное эффектное шоу «Венгерская рапсодия» на сцене Нижегородского театра драмы представили 60 артистов — танцоров, исполнителей народных песен, музыкантов. В красочном спектакле нашли отражение крестьянские традиции венгров и представителей других национальностей, проживающих на территории этой страны. Нижегородцы увидели не только известные во всем мире танцы чардаш и вербункош, но и уникальные женский танец с бутылкой, танец свинопаса, парные танцы из Восточной Трансильвании, старинные песни и танцы восточных Карпат, импровизированный танец венгерских румын, цыганские танцы из Северо-Восточной Венгрии.

«Венгерская рапсодия» — синтез музыки, танца и вокального искусства

Музыкальное наполнение спектакля составили народные напевы, сольные и оркестровые партии. В «Венгерской рапсодии» прозвучали как самые древние венгерские мелодии, так и созданные в XIX веке произведения, возникшие на границе между высокой и народной культурой, оказавшие влияние на всю мировую музыку и послужившие источником вдохновения для Брамса, Берлиоза, Листа и многих других композиторов. Большое впечатление на зрителей произвела виртуозная игра на цимбалах — необычном струнном ударном инструменте, в котором насчитывается более ста струн.

В представлении были задействованы мультимедийные декорации: вокальные и танцевальные номера, инсценировки были представлены на фоне анимированных национальных орнаментов, спроецированных на экран.

Фотосупрематисты

Программа фестиваля продолжилась 11 июня открытием на площадке Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства выставки работ известных венгерских художников‑фотосупрематистов Анико Робиц, Балинта Сомбати и Кароя Минё. В экспозицию вошли фотоработы, созданные художниками под впечатлением от произведений Казимира Малевича и его «Манифеста супрематизма», опубликованного в 1915 году. Кстати, именно к 100‑летию со дня его публикации и была приурочена выставка.

Экспозиция фотосупрематистов продолжила традицию выставок венгерского абстрактного искусства в Арсенале

Три венгерских художника заявляют о себе как о последователях идей Малевича, развивая традиции супрематизма средствами фотографии. Главным героем их произведений стал город как визуальное пространство, лишенное предметной и географической конкретности. Например, на фотографиях Балинта Сомбати, куратора выставки, материальный мир как бы расщепляется, становится неузнаваемым и таинственным. По мнению искусствоведов, именно в его работах, особенно в монохромной серии, раскрывается главная для всей выставки идея внеобразной супрематистской «чувствительности». Супрематизм Кароя Минё раскрывается на стыке традиционной живописи, фотографии и мультимедийного искусства. Городские пейзажи в его произведениях становятся полотном для создания абстрактных образов, визуально это передается произвольными мазками краски, которые художник наносит поверх своих фотографий. С геометрическими абстракциями работает и Анико Робиц, которая использует в качестве основы для своих картин отдельные архитектурные элементы современного мегаполиса. Выставка венгерских фотосупрематистов в Нижнем Новгороде представлена впервые. До этого работы трех художников можно было увидеть в Москве в Музее архитектуры имени А. В. Щусева.

«Прорыв»

Самым обсуждаемым событием Дней Венгрии в Нижнем Новгороде в этом году стало открытие монументальной скульптурной композиции «Прорыв» (венг. Feltépve) работы венгерского художника Эрвина Эрве-Лорана, которая установлена в районе Волжской набережной в качестве подарка столице Приволжья от правительства Венгрии.

В Нижнем Новгороде скульптура «Прорыв», так же как и в Будапеште, интегрирована в ландшафт

В торжественном открытии скульптуры принял участие государственный секретарь по культурной и научной дипломатии Министерства внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии Иштван Ийдярто​

Скульптура шириной 17 метров представляет собой интегрированное в ландшафт изображение гигантского человека, прорывающегося сквозь покров земли. Авторитетный сайт о современном искусстве mymodernmet.com в 2014 году признал эту работу лучшей монументальной скульптурой в мире.

По словам государственного секретаря по культурной и научной дипломатии Министерства внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии Иштвана Ийдярто, инсталляцию Эрве-Лорана можно трактовать по-разному: «С одной стороны, она символизирует свободу, а с другой стороны, ее можно рассматривать как произведение, отражающее актуальное состояние современного искусства, ведь корни наиболее модных направлений культуры уходят именно в авангардное движение». Сам художник пояснил, что скульптура является символом того, как современное искусство должно присутствовать в нашей повседневной жизни, в пространстве города. «Моя цель — сделать искусство ближе людям, чтобы они могли встретить его на улице во время обычной прогулки, а не только в музеях и галереях», — сказал Эрвин Эрве-Лоран на церемонии открытия.

«Байк-Арт»

Эрвин Эрве-Лоран также стал автором скульптурных масок, украсивших велосипеды во время велопробега «Байк-Арт». В наборе масок были и изображения оленя, изготовленные специально для Нижнего Новгорода. Велопробег от скульптуры «Прорыв» до площади Минина и Пожарского установил символическую связь между произведением Эрве-Лорана и скульптурой оленя, подаренной городу в прошлом году почетным консульством Венгрии. После пробега маски были переданы венгерскими гостями в дар Нижнему Новгороду, в фонд Арсенала.

Маски, в том числе с изображением оленя, символа Нижнего Новгорода, были переданы в дар городу и выставлены в Волго-Вятском филиале ГЦСИ

Подводя итог фестивалю, почетный консул Венгрии в Нижнем Новгороде Элада Нагорная отметила, что в столице Приволжья по традиции были представлены первые имена венгерской культуры и самые яркие художественные проекты из этой страны. «Для нас важно, чтобы Дни Венгрии не проходили бесследно, но становились событием для нижегородцев, — подчеркнула Элада Нагорная. — Впервые за много лет произведение искусства стало в Нижнем Новгороде предметом всеобщего обсуждения, и это для нашего города в определенном смысле прорыв в восприятии культуры в целом. Венгерские музыканты и художники приезжают в Нижний Новгород раньше, чем в другие города России, а это значит, что у нашего города есть большой шанс стать культурной столицей страны».

Текст: Андрей Журавлев

Фото: Евгений Алексеев, Роман Бородин.

Поделиться: