Журнал / ИЮЛЬ 2016

Музыка как профессия

Трехступенчатость музыкального образования сложилась еще в 70-е годы прошлого века: музыкальная школа — училище — консерватория. Это траектория, которая позволяет пройти путь от предпрофессиональной подготовки музыкальной школы до профессиональных выступлений, работы в музыкальных театрах или собственной концертной деятельности, возможной после окончания консерватории. Нижнему Новгороду в этом плане очень повезло: в городе представлены все ступени музыкального образования.

Поднимаем уровень

Нижний Новгород — город старых музыкальных традиций. Родители, которые хотели бы видеть своих детей за фортепиано или поющими в хоре, могут выбрать любое начальное музыкальное заведение: 10 школ искусств, 9 музыкальных школ и одна — музыкально-хоровая. Переход музыкальных школ в школы искусств произошел со вступлением в силу в 1992 году Закона РФ «Об образовании»: большинство музыкальных школ благодаря созданию в их структуре отделений хореографического, эстрадного вокала, изобразительного искусства были переименованы в детские школы искусств. Существует мнение, что такое совмещение не пошло учреждениям на пользу, и их статус стал неуклонно снижаться. Что сегодня радует преподавателей-музыкантов? В этом году в школы есть серьезный конкурс, а это значит — в ряды учеников приходят только самые способные. Как рассказала директор школы искусств № 9 Светлана Горюнова, здоровая селекция в музыке необходима, чтобы сохранялся общий высокий уровень. «На сезон 2016-2017 года на семь существующих у нас специальностей мы приняли 80 человек из порядка 160–170 желающих. Ситуация с набором стала меняться в лучшую сторону буквально четыре года назад, а до этого приходилось пожинать “плоды” конца 1990‑х, когда мы испытывали огромные трудности с приемом и вынужденно набирали буквально “желающих с Покровки”, — подчеркнула Горюнова. — Это привело к облегчению музыкальных программ: они приобрели больше игровую, нежели техническую, направленность, и уровень требований был занижен. Например, сегодня сложные этюды Шопена или прелюдии и фуги Баха исполняют редкие выпускники. Хотя такие произведения — норма. Но мы уже “поднимаем голову”. Серьезный репертуар требует серьезной работы и понимания, зачем человек учится в музыкальной школе».

Мал конкурс, да дорог

Прием желающих в музыкальные учреждения осуществляется по результатам конкурса, а количество будущих учащихся регулируется государственным заказом. Например, и в музыкальный колледж, и в консерваторию в этом году будет принято по 97 человек. По словам директора музыкального колледжа имени М. А. Балакирева Игоря Кораллова, выпускать ребят надо с последующим трудоустройством: «То есть мы понимаем, какое количество вокалистов, дирижеров или теоретиков необходимо и может быть востребовано. Мы не считаем целесообразным набирать, например, 200 пианистов: люди нашей профессии — это, если хотите, штучный товар, эксклюзив, а его не должно быть в избытке».

По-прежнему остается высоким интерес к исполнительским специальностям: академическое, народное и эстрадное пение. «Сейчас поют, по-моему, все: на улицах, стадионах, кастингах. Массмедиа, и в частности телевидением, навязано убеждение, что стоит взять микрофон и запеть — ты певец, ты звезда. На самом деле это кажущаяся простота. Это просто каторжный труд, часы, месяцы, годы труда и постоянных репетиций, — убежден руководитель музыкального колледжа. — Каждый, кто желает быть исполнителем, должен это понимать».

На вершине музыкальной пирамиды города стоит консерватория имени М. И. Глинки. Далеко не каждый мегаполис может похвастаться наличием такого вуза, обладающего совершенно иным, отличным от музыкальных институтов или институтов искусств, уровнем образования и преподавательского состава. Можно гордиться, что она занимает первое место среди периферийных консерваторий и третье — по стране, после Московской и Санкт-Петербургской. Кстати, в этом богатом на юбилеи году Нижегородской консерватории исполняется 70 лет.

Не обидеть талант: иногда перед  комиссией встает нелегкий выбор

О тенденциях приема можно сказать словами Бориса Маркуса, декана ННГК: большого конкурса нет. К сожалению для вуза и к счастью для абитуриентов, приезжающих в Нижний из разных городов — от Ярославля и Владимира, до Новосибирска. «Я не буду касаться причин, — отметил Борис Маркус. — Но даже Московская консерватория сегодня испытывает дефицит абитуриентов по некоторым специальностям». Достаточно стабильные конкурсы на фортепиано и вокал. А традиционные специальности — композиция, музыковедение, дирижирование, которые всегда нужны, — пользуются небольшим спросом в последние годы. «Может, перепроизводство, — предположил эксперт, — а может, просто вектор развития общества повернулся. Но по моему опыту работы декана, студенты сейчас стали более ответственные, более высокого класса, поэтому делать вывод о том, например, что престиж музыкальных профессий упал, не нужно».

Расширение диапазона

Еще совсем недавно специальности, преподаваемые в музыкальных учебных заведениях, отличались консервативностью: традиционное фортепианное отделение, народных инструментов, дирижирование и, конечно, исполнительское искусство. Сегодня направление развития музыкального образования скорректировано новыми течениями и современными запросами учеников. Так, в музыкальном колледже появились звукооператорское и хореографическое отделения. «Интерес к этим новым специальностям необычаен, — отметил Игорь Кораллов. — Мы прекрасно понимаем, насколько нужны профессиональные звукооператоры — в театре, на телевидении, в кино. А хореографическое отделение в своем роде уникально: на нем мы готовим руководителей хореографических, творческих коллективов».

Совместные занятия музыкой — это  радость, стимул и общность интересов

В Нижегородской консерватории появились звукорежиссура, а также совсем молодая специальность — актер музыкального театра. Это интересно молодежи, поэтому направления пользуются повышенным спросом, который подстегивается еще и малым количеством мест. Так, на аналогичную специальность — звукорежиссура — в колледже принимают всего трех человек.

Где музыка — там праздник

Эксперты убеждены: качество музыкального образования в Нижнем Новгороде было и остается одним из самых высочайших. Такое качество необходимо демонстрировать, поэтому музыкальная жизнь города, по выражению Игоря Кораллова, буквально кипит. «На базе колледжа два или три раза в год мы организуем всероссийские конкурсы — они носят имя Балакирева. За последние четыре года прошли конкурсы по всем специальностям». Международный молодежный симфонический оркестр — также проект Музыкального колледжа. Эта инициатива прозвучала в 2013 году, а на следующий год был создан оркестр из музыкантов возрасте от 10 до 20 лет — нижегородцев и представителей городов‑побратимов из Сербии и Китая. Традиционно оркестр дает концерт в День города.

В июне уникальный хор из 795 голосов исполнил гимн России в честь 795‑летия города. Инициатором этого грандиозного действия также выступил Нижегородский музыкальный колледж. «Это явление праздничное, — резюмировал Игорь Кораллов. — Где музыка — там вообще всегда праздник, и мы его создаем. Это проекты, которыми мы гордимся, и по праву можем сказать, что Нижний Новгород активно создает и пропагандирует музыкальную культуру».

Текст: Наталья Сикерская

Фото: Роман Бородин, предоставлены детской школой искусств № 9 имени А. Д. Улыбышева, ННГК имени М. И. Глинки.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru