Журнал / ИЮЛЬ 2017

Ксения Ануфриева: «Современность однажды становится классикой»

Революции 1917 года — 100 лет. Конечно же, эта значительная дата просто не могла остаться без внимания. Потому что уважительное отношение к своей истории, какой бы она ни была, — это показатель высокоразвитого общества. Потому что революция — это всегда надежда на обретение свободы. И, возможно, именно это манкое слово — свобода — сделало революции такими привлекательными и частыми во всех сферах искусства, а проект Арсенала «Музыкальные революции» — одним из самых интересных музыкальных событий нашего города. Его автор Ксения Ануфриева поделилась секретом такого большого успеха.

Ксения, как родилось сама идея «Музыкальных революций» и в чем уникальность этого проекта?

В 2017 году мы отмечаем 100‑летие революции. То время — век назад — было наполнено самыми смелыми идеями в искусстве. Возможно, именно поэтому многие считают, что революции в искусстве — это только про ХХ век. Но это не так! Если даже говорить исключительно о музыке — представление, какой она может и должна быть, менялось в европейской истории много раз. Сравните Баха и Дебюсси — разница колоссальная!

Мы еще никогда не смешивали в одной программе музыку разных эпох, это его главная «фишка». Но это проект не про историю, а про современность. Нам хотелось показать, что в искусстве нет прогресса, что революции в нем будут происходить снова и снова. А главное — на концертах нашего цикла мы вместе с публикой размышляли: как сейчас слушается то, что когда-то современники воспринимали в штыки? Правильно, сейчас это стало классикой! То же самое и с музыкой наших современников произойдет.

В лекциях-концертах идет речь о музыкантах разных эпох. Это веяние времени — искать вдохновение на стыках эпох и жанров или это ваша творческая потребность?

Действительно, поиск параллелей в музыке разных эпох очень интересен сегодняшним исполнителям, в том числе Московскому ансамблю современной музыки (МАСМ). А мне как музыковеду очень хочется объяснить нашей аудитории эти параллели, взаимосвязь настоящего с прошлым. Словом, показать, что современное искусство не отрицает прошлого, а, напротив, вдохновляется им. Сегодняшний композитор размышляет о сущности музыки как искусства, переосмысливает опыт мастеров, полемизирует с ними. Я говорила о разнице между Бахом и Дебюсси, так вот Пёрселл и Невский — гораздо ближе друг к другу.

Программу «Вокальные революции» исполнила певица Наталия Пшеничникова (Россия – Германия) в сопровождении МАСМ

Вместе с вами выступает ансамбль МАСМ. Расскажите о нем подробнее.

С МАСМ у нас давнее сотрудничество. Это один из немногих ансамблей, исполняющих современную академическую музыку у нас в стране (немногих — это когда можно сосчитать на пальцах одной руки, и еще свободные останутся). В МАСМ играют музыканты высочайшего уровня. Назову только некоторых — доцент Московской консерватории пианист Михаил Дубов, флейтист и музыкант от бога Иван Бушуев, петербургский скрипач Владислав Песин, записывающий на иностранных и отечественных лейблах эталонные исполнения пьес современных композиторов.

Проект состоит из трех очень разных и по смыслу, и по наполнению программ. Скажите, у каждой есть свой слушатель?

Да, мы с МАСМ и директором ансамбля Викторией Коршуновой придумали развить тему музыкальных революций в трех измерениях. В первом концерте — историческая перспектива в 700 лет. Второй концерт — музыка разных эпох из одной географической точки, зато какой — Вены! Ну а третий — как по-разному использовали композиторы человеческий голос. И скажу, что у нас разновозрастная аудитория. Это очень приятно, хотя непросто — общаясь с публикой, нужно «попадать» в тон молодежи, ну, например, сказать, что Шуберт придумал идею концептуального альбома, при этом оставаясь понятной для аудитории постарше. Но зал собирался действительно прекрасный — и музыканты это отмечали после концерта! Хорошей музыке все возрасты покорны! Лично меня приятно удивил второй концерт: «Вена — город двух революций». Его программа казалась мне самой серьезной и академичной, но публики собралось очень много.

Я бесконечно горжусь моими коллегами из пиар-отдела, которые за годы нашей совместной работы смогли привлечь к концертам в Арсенале совершенно особую, свою аудиторию. Она не дублирует аудиторию филармонических концертов — это люди, пришедшие к современной академической музыке не через привычку слушать классику. Это любители современного искусства, независимого кино, экспериментальной музыки разных направлений.

Беседовала Елена Минская

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: