Журнал / ИЮНЬ 2014

Социальный бюджет

В прошлом году, несмотря на узость налоговой базы, доходы городского бюджета приблизились к 23 миллиардам рублей, причем в ходе исполнения бюджет вырос на шесть миллиардов рублей, и основная часть дополнительных доходов была направлена на финансирование социальной сферы. Это позволило решать задачи, поставленные майскими указами Президента России два года назад. По ряду показателей Нижний Новгород даже опережает график, заданный указами Владимира Путина. При этом дефицит бюджета не превысил 1,5 миллиарда рублей и остается в рамках, заданных законом и установленных городской Думой.

Для большинства из нас год заканчивается 31 декабря, но финансисты подводят итоги еще несколько месяцев, тщательно подсчитывая доходы и расходы. 20 мая состоялись общественные слушания, а 28 мая Дума Нижнего Новгорода утвердила отчет об исполнении муниципального бюджета за прошлый год.

В 2013-м городу по-прежнему пришлось вести свои финансовые дела в не очень логичной ситуации, когда в местный бюджет поступает всего около 10% налогов, собранных в областном центре. Львиная доля денег уходит в федеральный бюджет. И хотя часть этих средств возвращается обратно, но все равно этого явно недостаточно для того, чтобы город мог нормально жить и развиваться. В бюджетах европейских городов остается по 30, а иногда и по 50% собираемых налогов. Похожие показатели свойственны городам во многих странах мира.

Сегодня в этом направлении должна двигаться и Россия. Но пока перемены не произошли, город должен сам искать решение проблемы дефицита денег. И надо сказать, что Нижний Новгород очень активно осваивает практически все возможные способы пополнения бюджета. Одних только неналоговых доходов в 2013 году было получено около 5 миллиардов рублей.

Доходы и расходы бюджета Нижнего Новгорода за 2013 год (по данным департамента финансов администрации Нижнего Новгорода)

Одновременно по поручению главы города Олега Сорокина начата масштабная работа по оформлению земельных отношений. Задача поставлена четкая и логичная – фактический пользователь каждого участка должен либо оформить его в собственность и платить земельный налог, либо заключить договор и платить арендную плату. Специалисты считают, что после завершения этой работы город сможет ежегодно пополнять бюджет примерно на 1,5 миллиарда рублей.

Что же касается расходов городского бюджета, то главной особенностью прошлого года стала необходимость выполнения указов Президента России, подписанных в мае 2012 года и направленных на обеспечение социальной защиты и повышение зарплат работников образования, науки и здравоохранения. Причем Нижний Новгород не просто выполняет график реализации майских указов, но и по ряду показателей опережает его. В городе реализуется программа волнового переселения жителей ветхого и аварийного фонда. За три года должно быть построено около 3,5 тысячи квартир, которые нижегородские семьи, живущие в ветхих домах, получат бесплатно.

За два года сдано в эксплуатацию семь новых дошкольных учреждений. Если заданные темпы удастся сохранить, то очередь на места в детских садах, еще несколько лет назад казавшаяся нескончаемой, будет полностью ликвидирована к 2016 году.

Рост средней заработной платы работников образовательных учреждений Нижнего Новгорода

Но недостаточно построить детские сады. Надо, чтобы с малышами работали профессиональные педагоги-дошкольники. А удержать квалифицированные кадры и тем более обеспечить приток новых воспитателей при прежнем уровне зарплат работников дошкольных учреждений было просто невозможно. В 2012 году средняя зарплата воспитателя детского сада составляла чуть больше 12,5 тысячи рублей. В 2013 году во исполнение майских указов она была увеличена почти вдвое и составила около 23 тысяч рублей.

Финансируется и решение вопросов, отнесенных по закону к компетенции местного самоуправления. Очевидно, что при такой расходной нагрузке и узкой налоговой базе образуется дефицит бюджета. Однако в том дефиците, который зафиксирован по итогам 2013 года, нет ничего критичного. Дефицит, составивший менее 1,5 миллиарда рублей, строго вписан в рамки, установленные решением городской Думы, и соответствует нормам федерального законодательства, а также мировой и российской практике. Такой дефицит является разумной платой за реализацию масштабных проектов и программ, направленных на развитие города и улучшение жизни большинства нижегородцев.

Текст: Иван Юдинцев

Фото: Роман Бородин, предоставлены экспертами рубрики

Поделиться: