Журнал / ИЮНЬ 2014

Учиться служению

Традиция духовного образования на Нижегородской земле насчитывает уже около 300 лет. Нижегородская семинария стала первым в России специализированным духовным образовательным учреждением. Сегодня, спустя десятилетия забвения и после начала возрождения в 90-е годы XX века, эта традиция вновь стала неотъемлемой частью современной жизни и истории нашего города. О целях и смыслах высшего духовного образования мы говорили с ректором Нижегородской духовной семинарии Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

Ваше высокопреосвященство, как сохраняется сегодня традиция духовного образования в нашем городе? На каком этапе развития находится Нижегородская духовная семинария?

Прежде всего необходимо сказать, что в христианстве особое значение имеет знание, под которым понимается не столько определенный объем информации, сколько приобщение к божественной мудрости, открывающей человеку постижение высшего смысла его бытия в этом мире. Христос в Евангелии называется Учителем, а его последователи — учениками. Научение, иными словами образование, заложено в самой природе христианства. Именно поэтому в среде принявших евангельское учение народов появляется сначала письменность, а потом и школы, где осуществлялась передача знаний от одного поколения другому. Многие ученые сегодня утверждают, что европейская наука обязана своим происхождением христианству, которое сделало мир объектом изучения, провозгласив его творением Божиим.

Таким образом, появление в православной России учебных заведений вообще и духовных школ в частности — явление закономерное. История Нижегородской духовной семинарии, как и большинства семинарий Русской Церкви, делится на две неравные части — с 1721 года до революции 1917‑го и после распада Советского Союза до настоящего времени. 75-летний период духовного безвременья в ХХ веке разорвал почти двухсотлетнюю традицию духовного образования на Нижегородской земле. Чтобы его возродить, потребовалось все создавать заново: готовить преподавателей, собирать библиотеку, возвращать, ремонтировать старые и возводить новые здания, писать учебники, утверждать строй жизни учебного заведения. Со времени возрождения семинарии прошло 20 лет. Сегодня духовная семинария является одной из ведущих региональных духовных школ Русской Православной Церкви. Она готовит священников и специалистов церковной науки для многих епархий, осуществляет научно-богословскую, образовательную, миссионерскую и просветительскую деятельность, но самое главное, она приобщает молодых людей к духовной сокровищнице православия, предлагает им овладеть вечными ценностями Божественной мудрости.

Участие хора семинарии в Пасхальном хоровом соборе 2014 года

Какие требования предъявляются к молодым людям, желающим поступить в семинарию?

Существует целый ряд отличий в требованиях к поступающим в светские вузы и в духовную семинарию, хотя есть и нечто общее: наличие полного среднего образования, возрастной ценз, здоровье. При этом опыт церковной жизни, основы религиозных знаний и рекомендация приходского священника — специфика семинарии. Судьбу абитуриента духовной школы кроме вступительных экзаменов определяет индивидуальное собеседование. Именно оно помогает членам приемной комиссии понять уровень воцерковления юноши, его намерения, интересы, школьную подготовку, готовность посвятить себя служению Богу. Конечно, большинство поступающих в семинарию людей еще очень молоды, от них рано требовать зрелых суждений и полноценного понимания предстоящего священнического служения, но житейский и духовный опыт членов комиссии помогает увидеть в юношах призвание к пастырству или церковной науке, миссионерской деятельности. Особое внимание уделяется и нравственному воспитанию поступающего. Препятствием к его зачислению могут стать вредные привычки, мирские пристрастия, неблагообразное поведение. Священник — это не профессия, а служение. Нравственный облик будущего пастыря начинает формироваться в семье. При поступлении в семинарию он должен уже иметь начальный опыт духовной жизни, молитвы, покаяния, участия в церковной жизни. В семинарии проходит его мировоззренческое созревание, духовное и интеллектуальное взросление. Для этого в духовной школе созданы определенные условия: богослужения, исповедь у духовника, молитва, послушания, лекции, семинары, конференции, занятия физкультурой, паломнические поездки и многое другое.

Расскажите о сотрудничестве семинарии с другими духовными и светскими учебными заведениями города, области, страны.

Большинство преподавателей нашей семинарии, включая ректора, окончили Московскую духовную академию. Жизнь, проведенная в стенах Троице-Сергиевой лавры, оставила в нашей памяти неизгладимое впечатление. Поэтому возрождение Нижегородской семинарии осуществлялось с опорой на опыт и традиции Московских духовных школ. Тесная связь с «Академией у Троицы» и творческое взаимодействие с руководством и преподавателями на разных уровнях помогает и сегодня нашей духовной школе. Три профессора МДА читают курсы лекций нашим студентам, преподаватели и учащиеся выступают с докладами на проводимых в академии конференциях, мы обмениваемся периодическими и научно-богословскими изданиями, ректор Московских духовных школ регулярно посещает Нижегородскую семинарию в дни торжественных событий. Имеются постоянные контакты и с другими духовными учебными заведениями — Санкт-Петербургской духовной академией, Свято-Тихоновским православным гуманитарным университетом, братскими семинариями, особенно Поволжского региона — Саратовской, Самарской, Казанской, а также Воронежской, Смоленской, Екатеринбургской. Особый формат взаимоотношений выстроен с высшими светскими учебными заведениями. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина на философском факультете действует отделение теологии, там же регулярно проводятся Рождественские православно-богословские чтения, преподаватели семинарии читают светским студентам факультативные курсы по христианской культуре и философии. Такие же и подобные им курсы действуют и в других нижегородских вузах: лингвистическом университете, медицинской и сельскохозяйственной академиях. Преподаватели и студенты семинарии принимают участие в мероприятиях, проводимых медицинской академией и направленных на здоровый образ жизни, борьбу с наркотиками и курением.

Предзащита дипломных работ выпускного курса семинарии

Какое участие в жизни Нижнего Новгорода, его жителей, различных объединений принимает семинария и ее воспитанники? Насколько вы «открыты» для города?

Семинария не изолирована от общественной и культурной жизни нашего города. Первый проректор семинарии является членом Общественной палаты Нижегородской области. Наш хор участвует в городских фестивалях, на праздновании Дня Победы в Кремле, выступает с концертами в Академии МВД, в различных учебных заведениях и социальных учреждениях. Студенты сотрудничают с обществом инвалидов‑калясочников, особенно при совершении ими паломнических поездок. В семинарии созданы межвузовский философский кружок и центр греческой культуры, где вместе со студентами семинарии изучают греческий язык и знакомятся с византийским богословием студенты светских вузов. В то же время общению семинарии с миром полагается некоторая мера. Все-таки духовная школа призвана создать для молодого человека особую среду, где бы проходило его внутреннее возрастание, этому сокровенному деланию ничто не должно мешать. Чрезмерное взаимодействие со светским обществом может привести семинарию к потере своего особого мира, а ее воспитанников вовлечь в праздную суету, лишив их настроения к молитве и чтению духовной литературы.

Насколько востребовано сегодня духовное образование в нашей стране?

Под духовным образованием нужно понимать подготовку священников и церковнослужителей, богословов, катехизаторов, преподавателей основ православной культуры, социальных церковных работников. В настоящее время в Русской Православной Церкви действуют общецерковная аспирантура, шесть православных университетов, пять духовных академий, около пятидесяти семинарий и более тридцати духовных училищ. По всей стране проходят православные лектории, курсы катехизации, беседы и встречи со священниками и церковными учеными. Поэтому можно с уверенностью констатировать факт огромной востребованности духовного образования и наличия большого интереса к православию у современных людей.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: предоставлены пресс-службой Нижегородской епархии

Поделиться: