16+
Журнал / ИЮНЬ 2016

Городской юбиляр

120-летие нижегородского и первого российского трамвая — серьезный повод для гордости. Специалисты едины в своих суждениях — не будь в нашем городе XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, провинциальный Нижний Новгород не встал бы на рельсы так быстро. А сегодня уже невозможно представить город без трамваев.

Рождение

О существовании в Нижнем Новгороде музея истории городского электротранспорта знают далеко не все. Попасть сюда можно в составе организованной экскурсии, по личному запросу или же в день открытых дверей в рамках акции «Ночь музеев». Но в любом случае не нужно упускать такую возможность — это путешествие в прошлое запомнится надолго.

Нижнему Новгороду действительно повезло. 120 лет назад было положено начало тому, что сегодня называется транспортной инфраструктурой города. Причем создавалась она с опережением. В тот момент, когда единственным пассажирским транспортом в городе был гужевой, появился трамвай, причем разных модификаций. Сегодня нам сложно представить масштаб этого прорыва. Первые вагоны стали курсировать в городе в 1896 году, а первая конка стала ходить от Сенной до Благовещенской площади только в 1908‑м, да и то недолго.

Проведение в Нижнем Новгороде такого глобального события, как Всероссийская промышленная и художественная выставка, выбор территории для ее размещения за пределами городской черты повлекли необходимость обеспечения доставки посетителей. 20 мая 1896 года на Канавинской линии, которая шла от Выставки через железнодорожный вокзал до плашкоутного моста, прозвучал первый звонок трамвая немецкой компании «Сименс и Гальске». Длина линии составляла чуть больше четырех километров, а ширина колеи — 1524 мм.

Примерно через месяц, в июне, заработала линия, проходившая по территории самой Выставки. Ее длина составила чуть менее четырех километров, и ширина колеи была меньше — 750 мм. Примечательно, что для обеспечения трамваев электричеством не устанавливались столбы и не натягивались провода — линия имела нижний токосъем, как в метро. Принадлежала трамвайная линия «Товариществу для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и Кº», для перевозки посетителей Выставки в Германии были закуплены семь вагонов, один из которых на Сормовском заводе был специально переделан для августейшей четы, посетившей Выставку в июле: драпирован белым атласом, богато украшен. Есть свидетельства, что Николай II дважды совершил поездку на таком трамвае.

Также в июне в центральной части города открылись две линии фирмы «Р. К. фон Гартман и Кº», которые имели колею шириной 1000 мм. Один маршрут протяженностью чуть меньше четырех километров проходил из кремля по Большой и Малой Покровским улицам, по Похвалинской улице к ныне стоящей гостинице «Азимут». Второй маршрут длиной чуть меньше полутора километров протянулся от Скобы по Рождественской улице до площади у плашкоутного моста через Оку. Позднее верхняя и нижняя линии были соединены двумя фуникулерами, что позволило населению беспрепятственно пересаживаться с вагона одной линии на другой.

Взросление

Вагоны Рафаэля Карловича фон Гартмана эксплуатировались до конца 20‑х годов XX века и не сохранились. В экспозиции музея городского электротранспорта есть восстановленные по старым чертежам и фотографиям Максима Дмитриева модели. Воссозданы они были в 1987 году на Горьковском вагоноремонтном заводе по заказу «Мосфильма», для проведения съемок фильма «Запрещенные люди» по мотивам произведений Максима Горького «Мать», «Жизнь ненужного человека» и «Карамора».

В истории нижегородского трамвая бывали перерывы и по-настоящему сложные времена. С 1 мая 1919 года по 3 августа 1923 года трамваи в Нижнем Новгороде не ходили, но потом движение было восстановлено и не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. Директор музея Валентина Купряхина рассказывает о настоящем трудовом подвиге горьковского трамвая в это суровое время. Вагоны Х, выпускавшиеся Мытищинским машиностроительным заводом с 1926 по 1937 год, а потом Усть-Катавским вагоностроительным заводом с 1937 по 1940 год, проработали в городе всю войну в тяжелейших условиях. Вагоны КМ производились Коломенским вагоностроительным заводом с 1929 по 1930 год, а позднее — заводом «Красное Сормово». Это также труженики тыла. «К сожалению, в 1990‑е один из вагонов КМ был утрачен. И теперь в музее хранится только один, который проработал с 1935 по 1972 год и пробежал 2600 тысяч километров, что равняется трем поездкам на Луну. Еще два находятся в музее в Москве. Насколько мне известно, больше таких вагонов в стране не осталось», — говорит Валентина Михайловна.

Гости из разных городов и стран отмечают полноту трамвайной экспозиции, широту представленных моделей. Сегодня здесь можно увидеть девять трамвайных вагонов и два троллейбуса. Еще один отреставрированный экспонат — РВЗ‑6, который выпускался Рижским вагоностроительным заводом с 1961 по 1988 год, ходит по самому знаменитому маршруту Нижнего Новгорода — городскому кольцу, строительство которого было завершено в 1927 году.

Сегодня муниципальное предприятие «Нижегородэлектротранс» переживает непростые времена. Происходит обновление подвижного состава, хотя и не так быстро, как бы этого хотелось. Ежедневно на городские линии выходят 188 трамваев. Начиная с 2012 года в городе появилось 42 новых вагона. Последней является модель 71–407, выпускаемая в Екатеринбурге ОАО «Уралтрансмаш».

И хотя протяженность городских трамвайных путей сократилась, практически каждый нижегородец помнит заветный номер, который знакомым маршрутом доставит его до нужной остановки.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

 

Вагон линии фирмы «Р. К. фон Гартман и Кº» — «Эрликон». Был поставлен в Нижний Новгород к Всероссийской выставке 1896 года

 

Вагоны «Эрликон» перевозили пассажиров вплоть  до конца 20-х годов ХХ века

 

Вагоны Х были «в строю» все тяжелые годы Великой Отечественной войны

 

Красавец КМ выпускался с 1929 года несколькими заводами, в том числе «Красным Сормовом»

 

Вагон ЛМ-57 выпускался Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1957 по 1969 год

 

«Каэмки» — характерный признак советской эпохи 30–50-х годов ХХ века

 

В 1995 году вагон КМ был восстановлен и занял почетное место в экспозиции музея электротранспорта

 

Вагон МТВ-82 выпускался Тушинским машиностроительным заводом с 1947 по 1949 год, а затем Рижским вагоностроительным заводом до 1961 года

 

Экспериментальные вагоны РВЗ-7 выпускались Рижским вагоностроительным заводом  с 1974 по 1979 год. В Горьком эксплуатировались до 1982 года

 

Вагон ЛМ-49, прозванный в народе «слон». Выпускался в Ленинграде с 1949 по 1960 год

 

Трамвай МП «Нижегородэлектротранс» стал «участником» форума «Великие реки-2016»

 

Вагон РВЗ-6 Рижского вагоностроительного завода и сегодня выходит на линию

 

В 2017 году городское кольцо, всем известный «второй маршрут», отметит свое 90-летие

Поделиться: