Журнал / ИЮНЬ 2016

Живая история

Наверное, сложно представить себе Россию без деревянной расписной ложки или без матрешки. Хохлома известна по всему миру, это один из настоящих брендов России, и вдвойне приятно, что производится она в Нижегородской области, в городе Семенове. Этот промысел зародился еще в XVII веке, а в 2016 году исполняется 100 лет, как процветает предприятие «Хохломская роспись».

Хохлома в России возникла не благодаря, а вопреки. Гонимые из центра России староверы находили пристанище в густых лесах Нижегородчины. Земли, не богатые золотом, стали богатыми духом и умом. Так и родилось золото хохломы — расписная утварь, любоваться которой можно бесконечно.

Созданное в начале прошлого века производство активно развивалось, для этого были сделаны серьезные вложения, и в начале 1930-х годов в связи с увеличением экспортных поставок артель получила название «Экспорт». Тогда же изделия мастеров артели были удостоены наград на международных выставках. Казалось бы, развиваться теперь стахановскими темпами, но через 10 лет страна услышала страшное слово «война».

Перед нами документы военных лет. Приказом от 9 июля 1941 года введено ежедневное задание на изготовление 10 тысяч ложек в день. Каждая ложка вырезается, расписывается, покрывается лаком вручную. Сейчас, имея современное оборудование для нанесения лака, работники фабрики делают 25 тысяч ложек в месяц, а тогда — 10 тысяч в сутки. Производство перестроилось на военный лад, включало в выпуск продукции черенки для саперных лопат, лыжи и ящики для артиллерийских снарядов.

После войны экономика Страны Советов начала восстанавливаться, и хохлома оказалась в числе экспортной продукции. За вещи, которые нигде больше в мире не купишь, готовы были платить валютой, в которой так нуждалась экономика страны, поэтому фабрика была стратегическим предприятием.

Тяжелыми стали 1990‑е, учиться пришлось многому, в том числе выживать и зарабатывать. В страну хлынул импорт, потеснивший хохлому, — это и стало причиной приватизации предприятия.

«Сейчас мы разрабатываем много позиций, которые могут вжиться в любой интерьер. У нас есть свой покупатель, объемы продаж остаются серьезными, но есть факторы, которые мешают развивать спрос: китайская продукция и внутренний контрафакт, — делится Елена Краюшкина. — Недобросовестные конкуренты копируют и тиражируют наши формы и роспись изделий, нанося колоссальный урон имиджу предприятия и промыслу в целом. Однако отличить подделку от оригинала просто. Вся продукция предприятия имеет международный товарный знак „СХР“, фирменную упаковку, голограмму, а самое главное — качество».

Вот за этим качеством и, конечно, за красотой промысла едут в Семенов люди. Основных поклонников хохломы можно разделить на три группы. Первая — турист как российский, так и зарубежный. Вторая — ценители народно-художественных промыслов, коллекционеры. Третья группа наиболее многочисленная. Это те, кто приобретает изделия для подарка. И каждое лето, в сезон, золотая хохлома ждет многочисленных гостей.

Текст: Ярослав Гунин

Фото: Роман Бородин.

 

Древесина перед тем, как попасть на обработку, отлеживается и высушивается в течение года естественным путем

 

После процедуры кряжевания получаются болванки, из которых мастера вытачивают изделия

 

Процесс распила и обработки заготовок называется кряжеванием. Липа лучше всего подходит для токарных изделий, береза — для столярных, таких как кровати, стулья, столы

 

Заготовки будущих изделий

 

Заслуженный мастер Нижегородской области Михаил Слузов 22 года в профессии. На фото: работа над очередным хохломским изделием

 

Резчик-ковшечник Сергей Волин за работой

 

Будущие конфетницы-уточки

 

Заготовки матрешек называются «белье». Перед тем как расписывать заготовку, ее покрывают специальным грунтом

 

Кто-то считает, что матрешка пришла к нам из Японии, кто-то уверен, что это исключительно русская игрушка, символизирующая большую, крепкую семью

 

Художник росписи по дереву Ирина Горохова — самый молодой сотрудник фабрики

 

Вся продукция фабрики утилитарная и требует тщательной грунтовки

 

После грунтовки и сушки изделия покрываются олифой

 

На фабрике есть отдел иконописи. Все иконы здесь авторские и проходят полный цикл создания

 

Раньше заготовки покрывали оловом, сейчас — специальным алюминиевым порошком. После этой операции изделие готово к росписи

 

Традиционные цвета хохломы — черный, красный, желтый и зеленый

 

Изделия расписываются масляными красками

 

Неотъемлемый технологический этап — обжиг изделий в печи при температуре 120о С

 

В музее при фабрике даже спустя десятилетия рисунок на изделиях отчетливо виден

 

Заслуженный художник РФ, член экспертного художественного совета при Минпромторге РФ Валентина Дашкова в музее фабрики

 

Каждый посетитель фабрики может попробовать себя в роли художника и расписать матрешку

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru