16+
Журнал / ИЮНЬ 2018

«Большая Волга»

Художественная жизнь страны за последние четверть века чрезвычайно расширилась и разнообразилась новыми форматами, галереями, центрами. Работа их чрезвычайно активна, ориентирована на новые формы творчества, акционизм, видео и стрит-арт. Однако традиционные и привычные формы творчества не спешат свои позиции сдавать, поскольку, как известно, однажды возникшие в искусстве явление, метод, принцип остаются в нем навсегда.

Искусство предметное, академическое сперва, а потом и реалистическое, в истории искусств явление не самое старое, ему от роду всего-то лет 300. И судя по активности художников и интересу зрителей, у него есть хорошие перспективы.

В Нижнем Новгороде открылась выставка произведений художников Приволжского федерального округа «Большая Волга XII». Это самый большой и массовый в Приволжском федеральном округе выставочный проект. Он родился в далеких 1960‑х годах, пережил помпезную идеологизированность 1970–1980, разруху 1990‑х, скепсис и гламур 2000‑х и продолжил свою работу, раскрывая в многоголосье творческих индивидуальностей обыденную и праздничную, публичную и лирическую, суровую и романтическую правду российской жизни.

Проект зональных выставок был призван структурировать художественную жизнь огромной страны. Ее территорию разделили на семь зон (Центр, Север, Юг, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Образное и поэтическое название получила «Большая Волга», которая охватывает весь ПФО. С выставок зональных отбираются работы и участники на Всероссийскую художественную выставку «Россия», проходящую в Москве так же раз в пять лет.

В Нижнем Новгороде «Большая Волга» проходит уже в четвертый раз. Для ее проведения в 1974 году был специально оборудован Выставочный зал (Теперь это Нижегородский государственный выставочный комплекс) на площади Минина и Пожарского в бывшем здании многим хорошо известной школы № 8. Это был серьезный прорыв в культурной жизни нашего города, поскольку давал возможность в целом охватить взглядом изобразительное искусство всего региона. Начало 1990‑х годов прервало налаженные связи, однако Союз художников своими силами и средствами возродил «Большую Волгу» в 1998 году именно в Нижнем Новгороде. В третий раз город принимал проект в 2003‑м. И вот снова у нас, и, что важно, в одно время с чемпионатом мира по футболу и в год празднования 85‑летия нашей творческой организации.

Ирина Маршева

Искусствовед, начальник экспозиционно-выставочного отдела Нижегородского государственного выставочного комплекса, член Союза художников РФ

«Напрашивается спортивное определение выставки как полуфинала Всероссийской высшей художественной лиги»

Самым драматичным, но абсолютно невидимым для зрителей этапом проведения выставки является отбор работ: многоступенчатый, «великий и ужасный» выставком. Это жесткое, как в футболе, профессиональное соревнование, где есть художники и их работы, и есть коллегиальный открыто голосующий орган. Можно, конечно, обидеться, если твою работу не приняли. А можно задуматься о том, что работа была выбрана не совсем точно, или еще надо поработать над собой и своим творчеством, потренироваться, как смеются иногда наши художники. В общем, напрашивается спортивное определение выставки как полуфинала высшей художественной лиги России.

В нынешнем году выставочным комитетом было просмотрено 2346 произведений 1318 авторов. В результате отбора около 650 лучших работ (538 авторов) по шести направлениям изобразительного искусства и искусствоведения разместились в пространстве Нижегородского государственного выставочного комплекса (живопись, графика, храмовое искусство) и залах Нижегородского государственного художественного музея (декоративно-прикладное и народное искусство). Все произведения были созданы за последние пять лет и представляют собой современную картину мира с точки зрения лучших художников ПФО.

Одно из главных отличий «Большой Волги XII» — почти полный отказ от пропагандистских или политизированных работ, обращение художников к теме профессионализма и поискам простой и земной правды. И не то чтобы художники не интересовались острой современной тематикой и проблематикой, однако выставком поставил перед собой чисто творческие профессиональные задачи: отобрать для экспонирования работы, соответствующие высокому уровню мастерства.

И вот в залы Выставочного комплекса и Художественного музея навстречу жизни, интересу и критике влилась «Большая Волга XII» с ее достижениями, находками, с ее большой любовью к искусству и зрителям.

Текст: Ирина Маршева

Фото: Роман Бородин

Поделиться: