Журнал / МАРТ 2015

В рамках профиля

В 2015‑м Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет вступил в свой юбилейный, 85-й год. Вуз, сменивший за годы своего существования несколько названий, всегда сохранял высокий уровень подготовки специалистов в разных отраслях, так или иначе связанных с созданием пространства жизни и деятельности человека. Каково это — быть с городом на ты, знать ответ на вопрос «что нам стоит дом построить?», создавать эстетику, учитывая функциональность? И что это значит — реставрировать объекты прошлого, восстанавливать, зачастую из небытия, облик города ушедших столетий?

Незабытое старое

C введением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшей школы в направлениях подготовки студентов появились профили. Эти изменения коснулись, безусловно, не только Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, но и других архитектурных вузов или факультетов Российской Федерации. В настоящее время на факультете архитектуры и градостроительства ННГАСУ по направлению «архитектура» реализуются три профиля: «архитектурное проектирование», «градостроительное проектирование» и «реставрационное проектирование». С 2013 года студенты, выбравшие профиль «реставрационное проектирование», с третьего курса выполняют специальные курсовые проекты, а впоследствии будут разрабатывать дипломную работу на кафедре истории архитектуры и основ архитектурного проектирования. При этом учебный план составлен с таким расчетом, что при подготовке будущих специалистов‑реставраторов используется и богатый опыт кафедры архитектурного проектирования.

В Нижнем Новгороде к сегодняшнему дню уже сложились определенные традиции реставрации. Прежде всего следует упомянуть первую научно-реставрационную мастерскую, главным архитектором которой был Святослав Агафонов. Основной целью ее создания было проведение большой работы по реставрации Нижегородского кремля. Сергей Шумилкин, заведующий кафедрой истории архитектуры и основ архитектурного проектирования, отмечает: «Поскольку работы по реставрации кремля шли достаточно долго, параллельно мастерская занималась другими объектами, преимущественно XVII века. Это были сохранившиеся на территории области и областного центра многочисленные церкви, и, безусловно, Макарьевский монастырь, а также каменные палаты — их всего три: Олисова, Пушникова, Чатыгина. После распада мастерской в 1990‑е годы Святослав Леонидович Агафонов и Юрий Геннадиевич Самойлов, который заведовал в то время нашей кафедрой, инициировали открытие специализации „реставрация“. В результате нескольких выпусков было подготовлено более 30 специалистов. Однако позднее вуз не выпускал реставраторов, хотя, безусловно, отдельные дипломные проекты по реставрации все равно разрабатывались и традиция сохранялась. Многие выпускники-реставраторы тех отдаленных лет сегодня работают в Нижнем Новгороде».

Среди наиболее крупных работ кафедры — реставрация фасадов и исторических интерьеров ОКН федерального значения  «Здание окружного суда» на улице Большой Покровской

Новая жизнь

В целом в Нижнем Новгороде работает несколько архитектурных бюро и мастерских, у которых есть лицензия на проведение реставрационных работ. Эта специальная лицензия выдается Министерством культуры РФ и принципиально отличается от обычной лицензии на проектирование. В частности, это НИП «Этнос», ЗАО «ТИК “Старый Нижний Новгород”», ЗАО «Проектреставрация», ООО «Асгард» и ряд других организаций. Обладает такой лицензией и ННГАСУ. По словам заведующей кафедрой архитектурного проектирования Анны Гельфонд, чтобы получить данную лицензию, нужно соответствовать ряду критериев: «Учитывается опыт проектирования, архитектурных исследований, составления учетной документации, а именно паспортов объектов культурного наследия, без которых не производится ни одно действие с этим объектом. С другой стороны, важна не только архитектурная составляющая, но и инженерная. Мы отлично понимаем, что как с конструктивной точки зрения, так и в плане водоснабжения, теплоснабжения, вентиляции объектов культурного наследия работа по тому или иному зданию должна проводиться очень серьезная».

Здание должно не просто радовать глаз восстановленным фасадом, оно должно жить. Тем более в новое время и в новом качестве. И в этом отношении ставшая уже общим местом аналогия между судьбой человека и судьбой здания может служить еще одним доказательством. «Есть такое выражение: “Пространство всегда избыточно по отношению к той функции, ради выполнения которой оно создано”. Примеры мы с вами знаем, они на виду. Особняк Бугрова на Нижневолжской набережной, дом 14 — детская художественная школа. Здание Нижегородского поземельного банка — Дворец творчества юных. Особняк Бурмистровой — Литературный музей. Можно привести и гораздо более близкие примеры. Так, крупнопанельные жилые дома, к которым, казалось, никак нельзя приступить, уже давно успешно приспосабливаются под иные функции — квартиры на первых этажах превратились в офисы, салоны, магазины, аптеки и так далее. Все это в конечном счете меняет облик города», — отмечает Анна Лазаревна.

Подобные примеры наглядно демонстрируют, что подготовка специалистов‑реставраторов, архитекторов с навыками реставрационного проектирования необходима. Одно дело проектировать здание на совершенно новой топогеодезической подоснове, и совершенно другое — восстановление здания, когда существует целый ряд условий и ограничений.

Биографы города

При всей сложности ситуации в последние годы интерес к реставрации существует, более того, появилась возможность открытия соответствующего профиля подготовки на базе нижегородского вуза. «Реставрационное дело — дело очень сложное, оно требует большой подготовки, и очень важно, что у нас сейчас есть кадры, есть специалисты, прошедшие хорошую школу, в том числе нашей первоначальной реставрационной мастерской. Кроме того, подросли наши выпускники 1990‑х, а значит, мы сохранили и старшее, и среднее звено», — подчеркивает заведующий кафедрой истории архитектуры и основ архитектурного проектирования.

Сегодня по профилю «реставрационное проектирование» в ННГАСУ обучение проходят 12 студентов. Поскольку «реставрационное проектирование» — это профиль, молодые люди выходят из стен вуза с  дипломами архитекторов — это их основная профессия. По этому профилю они только приобретают дополнительные знания. Так, в процессе обучения студенты знакомятся со статусами объектов культурного наследия, изучают существующее законодательство по охране наследия, нормативные документы. Причем теоретические знания обязательно подкрепляются практикой, знакомством с исторической городской средой, когда объектами изучения становятся старые дома на нижегородских улицах, памятники истории и архитектуры. На третьем курсе студенты занимаются реконструкцией исторического квартала. «Мы начинаем с самого начала: что это за квартал, как он возник, как развивался в историческом аспекте, особенно в XIX веке, так как сложно говорить о более ранней рядовой городской застройке. Мы изучаем историю отдельных домовладений в рамках этого квартала, поднимаем большой пласт историко-архивных материалов», — рассказывает Сергей Шумилкин.

На теоретических занятиях будущие архитекторы-реставраторы изучают  историю формирования застройки Нижнего Новгорода

На четвертом курсе студенты работают над проектом реставрации какого-либо здания. «У каждого есть свой объект, мы не допускаем повторений — это персональная работа. Начинают студенты со знакомства со всей существующей по этому дому документацией: исторические чертежи и фотографии, статус здания, что представляет в объекте архитектурную ценность. В процессе работы ребята выполняют обмеры здания или перепроверяют старые. Кроме того, студенты обязательно выходят на натуру, так как для них крайне важно увидеть своими глазами те или иные изменения и перестройки здания. При таких натурных обследованиях группа разбивается на подгруппы, и каждая прикрепляется к преподавателю, который сопровождает их в этих “походах” и дает профессиональный анализ этих построек», — продолжает Сергей Михайлович. На пятом курсе студенты выходят на диплом, при подготовке которого они, по сути, продолжают работу, начатую ранее. Особое внимание уделяется сбору информации об объекте реставрации, причем здесь нет мелочей и незначительных фактов: важность имеют даже исторические воспоминания путешественников и описания современников, биографические зарисовки его жильцов и так далее.

В истории нет мелочей, в биографии дома, как и в биографии человека, важны, на первый взгляд, самые незначительные факты. Реставраторы не просто восстанавливают здания, сохраняя их как памятники истории и архитектуры, они дают им новую жизнь, помогают быть уникальной частью современности. Они творят биографию этих домов, продолжают ее. Из этих жизне-описаний складывается большая и многогранная биография города, Нижнего Новгорода, любого другого места.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Евгений Алексеев, предоставлены экспертами.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru