16+
Журнал / МАЙ 2014

Быть кадетом

С 1 сентября 2013 года нижегородская школа № 4 стала полностью кадетской. С 1995 года на ее базе были открыты специализированные кадетские классы десантного профиля, и вот уже практически 20 лет в Нижнем Новгороде продолжаются традиции кадетского братства. О том, что значит для города присутствие кадетской школы, мы говорили с директором Татьяной Синяткиной.

Татьяна Леонидовна, что способствовало открытию в 1995 году экспериментального кадетского класса именно здесь, на базе школы № 4?

Буквально через дорогу от нас располагается военно-патриотический клуб «Десантник», который долгие годы возглавлял Андрей Шалаев. Он обратился к администрации нашего образовательного учреждения с предложением открыть на базе школы и клуба кадетский класс. Так получилось, что тогда, в середине 90‑х годов, школа изменила свою судьбу. И вот с 1 сентября 2013 года мы впервые стали полностью кадетской школой. Сейчас Андрей Александрович уже не сотрудничает с нами, однако начатое им дело было продолжено. Сегодня у нас 17 кадетских классов, 402 воспитанника.

Показательные выступления воспитанников Нижегородской кадетской школы № 4 в парке Победы

Насколько важно присутствие в Нижнем Новгороде подобной школы? Вы чувствуете, что ваша школа нужна городу?

Конечно. Это видно даже по числу детей, желающих здесь учиться. Что касается администрации города, то в последнее время нам стали активно помогать, большую поддержку оказывает глава Нижнего Новгорода. Городу мы были нужны всегда: 9 Мая, 23 февраля, дни призывника и многие другие события без нас не проходят. Под руководством преподавателя ребята готовят показательные выступления — военно-спортивные, акробатические упражнения, музыкальные номера — это всегда очень зрелищно и воспринимается на ура.

Какие предметы и дисциплины отличают кадетскую школу от обычной?

Изначально у нас было три урока физкультуры в неделю — в остальных школах это ввели только с прошлого года. В 10–11-х классах добавляется «Автодело», и дети не только учат теорию, но и сдают на права. Три раза в неделю проходят уроки ОБЖ по авторской программе нашего преподавателя Синькевича Олега Леонидовича. Каждое лето для 10‑х классов мы организуем военно-полевые сборы. Наши ребята в обязательном порядке прыгают с парашютом, и к окончанию школы многие из них имеют разряд. Успешно развивается секция рукопашного боя, в 2010 году образован школьный регбийный клуб «Барс». Работают музыкальный и танцевальный кружки. В курсе НВП все воспитанники обязательно проходят сборку-разборку автомата, успешно участвуют в соревнованиях. У нас есть кружок по спортивному ориентированию, и наша команда уже соревнуется со студенческими командами. Традиционный лыжный переход проходит накануне 23 февраля вот уже 14 лет, во второй раз прошел весенний велопробег.

Какой путь выбирают ваши выпускники, выходя из стен школы?

До 90% наших выпускников готовы поступать в военные училища. Единственная проблема, с которой они сталкиваются, это медкомиссия. Поступают в Нижегородскую академию МВД, Саратовское училище внутренних войск, Санкт-Петербургскую Михайловскую военную артиллерийскую академию и другие военные вузы.

Кадеты-старшеклассники на военно-полевых сборах

Патриотизм, гордость за свою страну, стремление принести ей пользу — как сегодня дети относятся к таким понятиям?

Конечно, здесь идет воспитание в духе патриотизма, наши ребята четко знают, что такое девиз десантников «Никто, кроме нас». Слова «Себе — честь, Родине — слава» у всех ребят написаны на шевроне и при входе в школу. Не могу сказать, что мы специально делаем что-то для того, чтобы привить им принципы братства, единства, но видно, насколько они дружны. Мы постоянно устраиваем встречи с бывшими десантниками, и ребята впитывают, замечают, примеряют на себе. Они знают, что такое честь мундира, ведь у них есть такие воспитатели! Сам Андрей Шалаев, ветеран афганской войны, дети его бесконечно уважали. Наш нынешний воспитатель Алексей Горшков прошел Чечню. Поэтому дети очень четко понимают, кто настоящий, а кто только делает вид. Дети порой лучше взрослых понимают, что важна суть, внутренние качества человека.

Конечно, показателем школы являются ее выпускники. Так, трем из них уже вручен орден Мужества за участие в боевых действиях. Мы гордимся нашими ребятами. Многие приходят спустя годы и произносят слова благодарности, говорят, что если бы не наша школа, жизнь могла сложиться совсем по-другому. Мы зачастую многих проблемных детей просто вытаскиваем, даем дорогу. Даже во время учебы в школе я ни разу не видела, чтобы они обижались на взыскания. Они понимают справедливость наказания или поощрения. Младшие до безумия любят старших, у нас есть командирская система, когда у каждого младшего класса есть командир-старшеклассник. Для младших он становится образцом для подражания, а у старшеклассника воспитывается чувство ответственности, он понимает, что это не так просто, как кажется, — быть командиром.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, из архива Нижегородской кадетской школы № 4

Поделиться: