16+
Журнал / МАЙ 2017

«…живых коней победила стальная конница»?

Андрей Карелин. Первые трамваи. Нижний Новгород, 1896–1898 гг. Из фондов РМФ

Мы привыкли к городскому шуму, суете и обилию автомобилей и редко задумываемся: а всегда ли было так? На фотографиях Андрея Карелина «Тройка у гостиницы Лопашева» и Максима Дмитриева «Извозчики у Ромадановского вокзала в ожидании поезда», «Сибирские пристани на Нижегородской ярмарке» основной вид транспорта — это кареты, повозки, а основная тягловая сила — лошади. Лошадь всегда была рядом с людьми, они так привыкли к ее помощи, что даже не мыслили свою жизнь без этого умного животного.

Во второй половине XIX века в России, сначала в окрестностях Санкт-Петербурга (1854 год), затем в Москве (1872 год), стал появляться новый вид транспорта — конка. Это небольшой открытый вагончик, двигающийся по рельсам, которые тянули лошади, управляемые извозчиком. Лошади по-прежнему оставались основной движущей силой. Нижний Новгород был городом провинциальным, в XIX веке конок здесь еще не было. Однако в 1896 году к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, раньше, чем в Петербурге и Москве, появился первый электрический трамвай. Были запущены сразу четыре трамвайные системы трех разных владельцев. Новинка пользовалась популярностью, да и проезд на трамвае стоил значительно дешевле. Но извозчик по желанию пассажира мог свернуть на любую улицу и подвезти к любому дому, чего не мог сделать вожатый трамвая.

Нисон Капелюш. Улица Свердлова (Б. Покровская). Город Горький, 1950-е гг. Из фондов РМФ

В начале ХХ века трамвайное движение в городе расширилось. Они уже подъезжали к Московскому вокзалу, ехали по мосту, Зеленскому съезду, по улицам Рождественской, Большой Покровской, Ильинской, Кремлю, по площадям Ново‑Базарной и Острожной… Трамвай стал плотно входить в быт нижегородцев. Конки нижегородцы все же увидели, но только в 1908 году — они появились на Тихоновской и Малой Печерской улицах. Однако конки были очень неудобны и значительно уступали электрическому трамваю.

С первым российским автомобилем конструкции Е. Яковлева и П. Фрезе нижегородцам посчастливилось познакомиться также в знаменательном 1896 году. В целом же этот вид транспорта долгое время оставался большой редкостью и стал популярным, когда заработал автозаводский промышленный гигант.

Сегодня основным транспортным средством являются автобусы. Впервые они появились на улицах нашего города в 1927‑м. Это были четыре «Рено» сборки АМО (впоследствии — ЗИЛ) и четыре — ЯАЗа (Ярославского автозавода). С конвейера Нижегородского автомобильного завода первый 1,5‑тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА) сошел в 1932 году. Тогда же началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым пятиместным кузовом фаэтон, в 1946‑м — появилась «Победа», в 1956‑м — «Волга», в 1959‑м — «Чайка».

Нисон Капелюш. Площадь Минина и Пожарского. Город Горький, 1950-е гг. Из фондов РМФ

Троллейбус в наш город пришел в 1947‑м. Первым маршрутом стала улица Свердлова (Большая Покровская) — площадь Козьмы Минина. Потом было метро, маршрутные такси, канатная дорога… Теперь уже редко вспоминают о повозках и каретах. Их можно увидеть лишь на праздничных мероприятиях. Нарядных лошадей, катающих детей, можно встретить на детских площадках, в парках, на центральных улицах. Это стало элементом аттракциона. Но еще в 1970‑х трудягу-лошадку можно было встретить на улице города. Что же, всему свое время…

Поделиться: