16+
Журнал / МАЙ 2017

Колесо, телега, сани…

П. Ковалевский. Спуск к перевозу. 1890. Собрание НГХМ

В XIX веке основным способом передвижения в Нижнем Новгороде оставался конный и речной транспорт. Для города, стоящего на слиянии двух рек, с огромными расстояниями и возможностями, состояние транспортных артерий обеспечивало экономическую жизнь, безопасность и гармоничное развитие. В этом смысле любопытно проследить интерес русских художников к изображению в картинах различных видов транспорта, к примеру водного и гужевого.

Животные для перевозки людей и грузов, колесные телеги для кладей использовались с незапамятных времен. Их изображения встречаются уже с XVI века в древнерусской живописи. Интересно изображение колесной повозки на нижегородской иконе «Огненное восхождение Илии Пророка». Мы видим своеобразную «колесницу», превращенную на иконе в телегу и в основе напоминающую крестьянскую, запряженную тремя лошадьми, уже лишенными крыльев. На более ранних иконах с одноименным сюжетом изображается восхождение Ильи на «огненной колеснице», запряженной крылатыми конями.

К. Юон. Зима в Нижнем Новгороде. 1909. Собрание НГХМ

Волга являлась главной водной артерией страны и имела огромное транспортное значение. Самыми распространенными речными транспортными средствами были пароходы, баржи, лодки, беляны… Интерес к деталям, незатейливым постройкам с четкими силуэтами, а также насыщенную жизнь водного пути первой половины XIX века мы наблюдаем на цветной литографии французского художника Л. Бишебуа. Взгляд на Нижний Новгород с высокого берега Оки дает возможность увидеть панораму нижней части города и множество разнообразных речных судов. Это город в период кардинальных градостроительных преобразований, строительства новых культовых и светских сооружений, требующих активного развития транспорта.

Л. Бишебуа. Вид Нижнего Новгорода и ярмарки. 1840-е годы (?). Собрание НГХМ

Гужевой транспорт особенно активно использовался в зимнее время. Реки замерзали, и для облегчения движения прокладывался санный путь, соединявший, например, Нижний с Москвой. Сани и дровни считались самым легким и подвижным видом транспорта. Русские сани как неотъемлемая часть зимней «тройки», появившейся в конце XVIII — начале XIX века, были очень разнообразными по внешнему виду, тягловой силе, конструкции и выполняемым функциям. Использование саней — целый пласт русской культуры. Они служили сначала для доставки почты, позже — для перевозки пассажиров. Изображение конной упряжи можно часто видеть на картинах многих мастеров русской живописи — В. Сурикова, В. Серова, Б. Кустодиева, К. Коровина, К. Юона и даже зарубежных художников. Причем на полотнах последних тройка считалась невероятной экзотикой.

В предреволюционное десятилетие многие русские живописцы будто заново открывают для себя неповторимость и красоту Нижнего Новгорода — особый народный дух, характер, провинциальный жизненный уклад со своим неторопливым ритмом. На картинах К. Юона — это городские пейзажи с живой пестрой народной жизнью, купеческие дома, церкви, гостиные ряды, площади, лошади, повозки, пристани с пароходами, лодками и баржами.

Икона «Огненное восхождение Илии Пророка». Конец XV – начало XVI веков. Нижний Новгород. Собрание НГХМ

На протяжении многих веков гужевой и водный транспорт был основным способом передвижения, но со второй четверти XIX века он утратил свое значение. ХХ век — время бурного развития железнодорожного транспорта, и железная дорога как символ современности стала излюбленным мотивом многих мастеров живописи.

Поделиться: