Журнал / НОЯБРЬ 2014

Вынужденная экономия

Ноябрь — месяц горячих бюджетных споров. Одновременно готовятся проекты бюджетов трех уровней — федерального, областного и городского. И если денег не хватает, а сейчас именно такая ситуация, то разгораются дискуссии о том, как поделить собираемые налоги. В ситуации, когда и области, и городу придется сокращать финансирование даже самых важных статей расходов, в том числе социальных, особенно остро ставится вопрос, какую часть налога на доходы физических лиц зачислять в областную казну, а какую оставлять в бюджетах муниципальных образований. О том, какие решения предлагают стороны, участвующие в полемике, «Столице Нижний» рассказали ведущие финансовые эксперты региона.

Вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов 24 октября лично внес «тяжелый» проект бюджета в Законодательное собрание

Сегодня 23% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) остается в бюджете Нижнего Новгорода и других городских округов, а в бюджеты муниципальных районов зачисляется и того больше — 30%. Но с 2015 года эта доля может заметно сократиться. Правительство Нижегородской области подготовило поправки в региональный закон «О межбюджетных отношениях», в соответствии с которыми и Нижний Новгород, и другие муниципалитеты смогут рассчитывать только на 18% НДФЛ.

Областные финансисты объясняют это в первую очередь тем, что согласно федеральному закону область принимает на себя некоторые финансовые обязательства, которые раньше регион выполнял совместно с муниципалитетами.

«С 2015 года за счет средств областного бюджета в полном объеме будет финансироваться заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, — говорит министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима. — Дополнительные расходы областного бюджета в этой связи составят около 6,6 миллиарда рублей».

Но есть более общая и хорошо известная причина.

«В целом сегодня в нашей стране экономика развивается не так хорошо, как бы нам всем хотелось, и — хочешь не хочешь — необходимо сокращать расходы, — объясняет председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Александр Шаронов. — Ни для кого не секрет, что существенно просели поступления по налогу на прибыль — просто потому, что экономика находится в таком состоянии, что предприятия либо снижают прибыль, либо вообще перестают ее получать. А у нас почти треть доходов областного бюджета формируется за счет поступлений налога на прибыль. То есть область тоже теряет определенные доходы и будет вынуждена сокращать некоторые программы, которые хотелось бы финансировать. Точно так же и муниципалитетам придется сокращать свои расходы, как бы это ни было неприятно».

Городские финансисты, в свою очередь, обращают внимание на то, что речь идет о потере бюджетом Нижнего Новгорода суммы в 1,5 миллиарда рублей, а это больше чем 10% собственных доходов городского бюджета.

Сокращение доли налога на доходы физических лиц, зачисляемой в бюджеты Нижнего Новгорода и других муниципальных образований

Поправки в закон Нижегородской области «О межбюджетных отношениях», предложенные правительством Нижегородской области

«1,5 миллиарда — это очень приличная сумма для городского бюджета, — подчеркивает председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман. — Мы каждую копейку считаем, каждую копейку экономим и стараемся вкладывать максимально целесообразно. А теперь у нас возникают очень серьезные проблемы, в том числе связанные с сохранением социальной направленности бюджета и поддержки горожан. Не хотелось бы эти проблемы усложнять».

Особую остроту проблеме придает то, что область и город и так экономят в последние годы, финансируя только самое необходимое, поэтому просто свернуть ту или иную программу уже нельзя. Значит, придется убавлять понемногу практически всюду.

На вопрос, что попадет под секвестр, Марк Фельдман отвечает: «Реально практически все», оговариваясь, что неприкосновенными в такой сложной ситуации остаются только расходы, связанные с исполнением майских указов Президента России 2012 года по повышению степени социальной защиты. «А что, мы можем позволить себе не ремонтировать дороги? Или не закупать реагенты для уборки снега? — рассуждает Марк Фельдман. — А тогда откуда взять деньги? Отовсюду. Нет такой статьи, которая перекроет эти 1,5 миллиарда, у нас просто нет таких возможностей».

Подобным путем идет и областное правительство. При этом Ольга Сулима подчеркивает, что в 2015 году будут сохранены и полностью обеспечены финансированием меры социальной поддержки граждан, действующие в нынешнем году, и даже найдутся возможности принять и выполнить новые обязательства, в частности связанные с денежными выплатами в связи с 70‑летием Победы. Области и городу придется экономить, но социальная защита по-прежнему остается приоритетом бюджетной политики.

Финансирование социальных расходов Нижегородской области в 2015 году

Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Текст: Иван Юдинцев

Фото: Олег Золото, Роман Бородин, предоставлены экспертами рубрики

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru