Журнал / НОЯБРЬ 2015

Глубинка в центре города

Есть в Нижнем Новгороде место, где не чувствуется ритм города, где отступает будничная спешка, где можно окунуться в спокойное движение деревенской жизни и приобщиться к вековой народной мудрости. Существующий более 40 лет музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья, а ныне музей-заповедник «Щелоковский хутор», сегодня остро нуждается в поддержке — административной, финансовой, моральной, чтобы неторопливо текущее здесь время не остановилось.

Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» располагается на территории одноименного памятника природы регионального значения и занимает площадь 35,9 гектара. На сегодняшний день экспозиция состоит из 14 памятников деревянного зодчества, перевезенных из районов Нижегородской области. Среди них — украшенные резьбой крестьянские дома конца XVIII — первой половины XIX века с подлинными интерьерами, две церкви конца XVII — начала XVIII века, а также амбары, овины, мельница, колодец.

Немного истории

Открытие музея состоялось летом 1973 года. По словам директора Марины Бугровой, в 60–70‑х годах прошлого века в стране практически одновременно стали создаваться подобные музеи, это происходило после завершения Великой Отечественной, на волне интереса к истории народа-победителя. «Приказ о создании нашего музея вышел еще в 1958 году. Около 10 лет заняли изучение деревянной архитектуры области, сбор материалов, организация этнографических экспедиций. Единственный на сегодня открытый для посещений объект — дом Обуховой из деревни Ульянково Городецкого района — это первый экспонат музея под открытым небом, перевезенный в 1969 году. В течение четырех лет экспозиция пополнялась, после чего музей архитектуры и быта принял первых посетителей. И все подобные музеи, а их в стране насчитывается около 20, сейчас по очереди отмечают юбилеи», — рассказывает Марина Станиславовна. Два десятка музеев для такой страны — это очень мало. И состояние их очень разное. Например, Кижам, Архангельску, Новгороду, Костроме, Суздалю и ряду других повезло больше, там расположены музеи федерального значения. Даже в трудные 1990‑е они получали финансирование, и поток туристов к ним не ослабевал. Региональным музеям деревянного зодчества повезло меньше. И, возможно, нижегородскому меньше всех…

Архитектурная концепция зоны деревянной городской застройки XIX — начала XX вв. на территории музея архитектуры и быта нижегородского Поволжья

«Сейчас сложно говорить о причинах нынешних трудностей, — продолжает директор музея. — Скорее всего, есть целый комплекс причин. Истоки сегодняшней ситуации были заложены еще при самом основании музея. Его расцвет пришелся на 1980‑е годы, но тогда музей работал только летом, все объекты были холодными, во временной сборке… Отсутствие коммуникаций и недостаточный лимит электричества — это проблемы 40‑летней давности, и решаются они только сейчас. Ранее пополняемая экспозиция с конца 1980‑х оставалась неизменной и лишь эксплуатировалась, в развитие музея средства не вкладывались. Единственное успешное направление деятельности последних 10 лет — проведение массовых культурно-просветительных мероприятий, подготовленных на основе научных исследований в области традиционной культуры».

Те, кто хоть раз бывал в нижегородском музее деревянного зодчества, знают, насколько актуальна проблема его транспортной доступности. Маленькая автостоянка уже давно не способна вместить всех желающих во время проведения массовых праздников, разъехаться встречному транспорту на узкой Горбатовской улице, ведущей к музею, бывает весьма затруднительно, тротуаров вдоль нее нет вообще, а единственный маршрут общественного транспорта — автобус № 28 — ходит по только ему известному расписанию.

Планы в проектах

Директор раскладывает на столе проекты развития территории музея — их за время существования музея было несколько: 1959, 1969, 2004 годы, а вот концепция развития экспозиционной части, разработанная управлением главного архитектора города в 2014 году. На ней четко выделяются границы трех основных музейных зон. Архитектурно-этнографическая в стиле «исторической деревни» включает нынешнюю экспозицию деревянных объектов. Административно-выставочная в стиле «исторической городской улицы» сейчас не входит в экспозиционное пространство и располагает лишь одним объектом — домом А. Клочковой, перенесенным с улицы Варварской в 2008 году. Идея создания зоны деревянной городской застройки предполагала, что дома, которые невозможно сохранить в центре города, можно перенести на Щелоковский хутор и тем самым дать им вторую жизнь. Однако дальнейшей реализации она не получила. И, наконец, «экодеревня» — небольшая по площади территория, на которой предполагается обустройство туристической зоны с деревянными строениями для размещения гостей, организации питания и торговли. Создание «экодеревни» предполагает участие инвесторов, и они проявляют интерес, но отсутствие коммуникаций, а также долгое время не оформленная земля, на которой располагается музей, сводили на нет все предложения о сотрудничестве. Однако, по словам директора департамента культуры городской администрации Ларисы Моториной, именно государственно-частное партнерство является на сегодня реальным механизмом развития музея. Выстраивание подобного эффективного взаимодействия должно стать приоритетным в ближайшие годы.

Новое время

Находившийся все годы своего существования в структуре Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, музей на Щелоковском хуторе с 2014 года перешел в ведение муниципалитета, и этот переход ознаменовался рядом положительных явлений. «Сейчас мы находимся в начале пути восстановления музея, — говорит Марина Бугрова. — В течение прошлого года мы разработали проект и выполнили работы по реставрации колодца со ступальным колесом — это первый за долгое время обновленный объект нашего музея. В этом году мы сделали проект реставрации ямного овина конца XIX века — самого разрушенного и по горькой иронии одного из самых уникальных объектов в масштабе всей страны. Также выполнен проект реставрации ветряной мельницы. Особенность нашей мельницы в том, что она держится на вертикальном столбе, вкопанном в землю, в ее основании — рама, позволяющая всему срубу мельницы поворачиваться в разные стороны в зависимости от ветра. Наша мельница не мелет зерно, а разбивает его в крупу, поэтому она и называется мельница-толчея. В нашей стране подобных мельниц практически нет. Нам очень хотелось бы, чтобы работы по восстановлению этого памятника начались в 2016 году».

Также в планах на 2016 год — выполнение проекта реставрации Покровской церкви из села Зеленово Городецкого района и верхового овина, а также долгожданная прокладка коммуникаций, благоустройство территории, получение отапливаемого административно-выставочного помещения, так необходимого музею.

Среди планов развития — концептуальные изменения в работе музея в целом. Так, есть все условия для реализации не потерявшей своей актуальности идеи размещения здесь музея природы Нижегородской области. Никакой другой музей города не имеет такой прямой связи реальной природой. Из практически 36 гектаров музейной территории сегодня освоено не более четырех-пяти, все остальное — охраняемая природная территория, где для посетителей музея проводятся экологические экскурсии. Открытый и освященный в день празднования Покрова родник стал новым музейным объектом, расширившим границы существующей экспозиции, а обустроенная к нему тропа — символическим и одновременно реальным мостом, соединившим прошлое и будущее музея. Каким будет этот переход, зависит от всех нас.

 

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин

Иллюстрации предоставлены архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Щелоковский хутор»

Дом А.А. Клочковой, 1837–1838 гг. (дом 27 с улицы Варварской). Первый и единственный объект зоны «Городской квартал XIX века»

 

Элементы резьбы на фасаде дома Павловой (вторая половина XVIII века) из деревни Раково Ковернинского района

 

Колодец со ступальным колесом (конец XIX века) из города Городца. Первый отреставрированный объект за последние 10 лет

 

Мельница-толчея (конец XIX века) из деревни Петухово Городецкого района. Уникальный экспонат, находящийся в аварийном состоянии

Поделиться: